Франсуа Буше (фр. François Boucher, 1703-1770 гг.) — прославленный французский живописец, миниатюрист, гравер, декоратор и рисовальщик XVIII века. Один из самых ярких и типичных представителей стиля рококо, в котором нашли выражение идеалы французской аристократии периода заката абсолютизма. Наделенный богатым воображением и всесторонне одаренный, Франсуа Буше работал почти во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Он писал картины на мифологические, религиозные и бытовые сюжеты, пасторальные сцены, портреты, пейзажи, создавал книжные иллюстрации и миниатюры, выполнял декоративные панно и плафоны для украшения королевских резиденций. Делал эскизы фонтанов, парковой скульптуры, театральных костюмов и декораций к спектаклям, картоны для Королевской мануфактуры гобеленов, образцы для венсенского и севрского фарфора, а также рисунки для различных предметов прикладного искусства, включая веера, ширмы, каминные экраны, орнаментальные вставки для карет и портшезов. Франсуа Буше родился в
Париже 29 сентября 1703 года. Первые навыки живописного ремесла Буше получил у своего отца, художника-орнаменталиста и торговца эстампами Никола Буше. Около 1720 года поступил в мастерскую известного исторического живописца
Франсуа Лемуана, декоративный стиль которого, вдохновленный венецианским искусством, оказал существенное влияние на ранние произведения Буше («
Ревекка и Елиезер» - Страсбург, Музей изящных искусств). В 1723 году Франсуа Буше принял участие в конкурсе на Римскую премию в Королевской Академии живописи и скульптуры, однако, получив первую премию за картину «
Эвильмеродах, сын Навуходоносора, освобождает Иакова», в
Рим не поехал, так как предпочтение отдали фаворитам сюринтенданта Королевских строений герцога д'Антена. Чтобы скопить деньги, необходимые для путешествия в Италию, Буше сотрудничал в 1723-1728 гг. с гравером и издателем
Ж. Ф. Каром, создавая рисунки для книжных заставок, виньеток и концовок. В 1726-1728 гг. выполнил по заказу коллекционера
Ж. де Жюльена 104 гравюры по рисункам Ж. А. Ватто для сборника «
Figures de differents caracteres de paysages et d'etudes». В дальнейшем он сделал еще 21 эстамп, в том числе с «Автопортрета»
Антуана Ватто (в собрании Жюльена хранилось 400 графических листов Ватто). В 1727-1728 гг. Буше создал 25 рисунков для третьего издания «
Истории Франции» аббата Даниэля (Париж,
Лувр). Наконец, в 1728 году он отправился в Италию вместе со своим будущим соперником
Карлом Ванлоо и его племянниками Луи Мишелем Ванлоо и Шарлем Амеде Филиппом Ванлоо. Живя в Риме, Франсуа Буше посетил, как предполагают, Неаполь,
Венецию, Геную, Парму, Болонью. Итальянским периодом датируются картины художника «
Возвращение с рынка» (Спрингфилд, Музей изящных искусств) и «
Геркулес и Омфала» (Москва, ГМИИ). В последней чувствуется сильное влияние традиций венецианской живописи и
Питера Пауля Рубенса. Написанная уверенно, темпераментно, динамично, она отличается повышенной экспрессией в передаче эмоций любовного дуэта. После возвращения из Италии (1731 г.) Буше женился на Марии Жанне Бюзо («
Портрет мадам Буше» - начало 1730-х, Бостон, Музей изящных искусств; 1743, Нью-Йорк, частное собр.), которая часто служила ему впоследствии моделью для женских образов («
Туалет» - 1742 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемисса). От этого брака родились две дочери — Жанна Елизавета Виктория и Мария Эмилия, вышедшие замуж за учеников Буше Ж. Б. Дезе и П. А. Бодуэна, — и сын Жюст Натан. В течение короткого периода времени Франсуа Буше приобрел известность, признание, популярность и сделал впоследствии блистательную официальную карьеру. В 1731 году он был допущен, а через три года принят в Королевскую Академию живописи и скульптуры, представив в качестве morceau de reception картину «
Ринальдо и Армида» (1734 г., Париж, Лувр), выполненную в соответствии с требованиями Grand style (группировка фигур в классическую пирамиду, идеализация образов, эффектный фон в виде монументальной колоннады, орнаментально-декоративный ритм пышных драпировок). В 1737 году Буше получил звание профессора, в 1755 году возглавил после
Ж. Б. Удри Королевскую мануфактуру гобеленов, в 1761году был назначен ректором Академии, в 1765 году - директором, сменив Карла Ванлоо, и первым живописцем короля, в 1770 году - удостоен звания почетного члена Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1735 году Буше получил свой первый королевский заказ - четыре картины для апартаментов королевы в
Версальском дворце. В 1736-1738 гг. выполнил композиции «
Охота на леопарда» и «
Охота на крокодила» (Амьен, Музей Пикардии) для серии «экзотических охот» в столовой Малых апартаментов Версальского дворца (остальные написаны
Ж. Ф. де Труа, Ж. Б. Удри, К. Ванлоо, Ш. Парроселем и др.), в 1738-1739 гг. - десюдепорты для охотничьей комнаты в парижском
Отеле Субиз. В 1740-е годы создал четыре десюдепорта с аллегорическими изображениями
Поэзии, Риторики, Истории и Астрономии для замка
Шуази и два десюдепорта для замка Марли («
Апофеоз Энея» и «
Венера просит Вулкана изготовить оружие для Энея»). В 1750-1753 гг. выполнил по заказу маркизы де Помпадур для замка Бельвю восемь композиций на тему «
Искусства и Науки», в 1757 году написал картину «
Отдых на пути в Египет» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), в начале 1760-х - композицию «
Пигмалион и Галатея», предназначенную для плафона Петербургской Академии художеств (доставлена в Петербург в 1766 году скульптором М. Фальконе, хранится в Государственном
Эрмитаже). Успех и слава сопутствовали Франсуа Буше на протяжении всей жизни. Ему покровительствовали
Людовик XV и его фаворитка
маркиза де Помпадур, которую он многократно портретировал (1756, Мюнхен, Старая пинакотека; 1758,
Лондон,
Музей Виктории и Альберта; 1759, Лондон,
собрание Уоллес). Среди заказчиков Буше были Екатерина II, Фридрих II, Максимилиан III Баварский, польский король Станислав Август Понятовский. С восторженным пиететом относились к творчеству художника герцог де Шеврёз, аббат де Сен-Нон, банкир Эбер, хранитель королевских сокровищ Блондель д'Азэнкур, в коллекции которого насчитывалось около 500 рисунков художника, а также шведский посол во Франции (1739-1742) граф К. Г. Тессин. В 1742 году он заказал художнику по поручению королевы Швеции Ловизы Ульрики четыре композиции на тему «Четыре времени суток модницы». Буше написал, очевидно, только одну - «
Модистка (Утро)» (1746, Стокгольм, Национальный музей), которая, подобно более ранним картинам художника «
Завтрак» (1739) и «
Туалет» (1742, Париж, Лувр), продемонстрировала его талант реалистического бытописателя. Буше много и плодотворно сотрудничал с Королевской Академией музыки. Он выполнил эскизы для декораций к операм «Иссе» А. К. Детуша, «Кастор и Поллукс» и «Галантная Индия» Ж. Ф. Рамо, «Тезей», «Персей» и «Атис» Ж. Б. Люлли, а также к комическим операм (опера-буффа), которые ставил его друг Ш. С. Фавар в театре де Ла Фуар по либретто Мармонтеля, Лесажа, Фонтенеля и своим собственным. На протяжении творческого пути Франсуа Буше неоднократно обращался к изображению жанровых сцен из жизни народов Востока — так называемых «
шинуазри» (chinoiseries) и «тюркери» (turqueries). В 1730-1731 гг. он выполнил двенадцать гравюр по рисункам Антуана Ватто для сборника «
Китайские и татарские сцены замка Мюетт», в 1738-1745 гг. — двенадцать офортов к увражу «Сборник различных китайских сцен кабинета Ф. Буше...», в 1746 г. — серию рисунков для книги Ж. А. Гюэ «Турецкие нравы и обычаи», в 1754 г. создал декорации к балету Ж. Ж. Новера «Китайские праздники». Крут источников, которые сформировали творческий гений Буше, широк и разнообразен. Он испытал влияние Ватто (сюжеты, типажи, композиционные решения), итальянских мастеров С. Риччи и Дж. А. Пеллегрини, а также
Д. Б. Тьеполо и Д. Б. Кастильоне, которые были его любимыми художниками. Произведения Буше свидетельствуют о его знакомстве с искусством А. Корреджо, Ф. Альбани, Доменикино, П. да Кортоны. Кроме того, в живописи Франсуа Буше встречаются мотивы, заимствованные из творчества А. Блумарта, Рубенса и
Рембрандта, рисунки которого он коллекционировал. Имея огромное количество заказов, он работал быстро, легко, непринужденно, однако с течением времени стал множить одни и те же сюжеты и образы, связанные преимущественно с любовными историями богов (Нептун и Амимона,
Юпитер и Каллисто, Кефал и
Аврора,
Венера и
Вулкан,
Леда с лебедем, похищение
Европы), одни и те же композиции и аксессуары (цветочные
букеты, венки, гирлянды, золотые блюда и кувшины, развевающиеся драпировки) и одну и ту же цветовую гамму, построенную на контрасте теплых жемчужно-розовых и холодных серебристо-голубых и зеленых тонов. В женских и детских образах Буше неизменно повторял свой излюбленный тип красоты. Поэтому ангелочки похожи на его амурчиков, а Богоматерь не менее грациозна, жеманна и кокетлива, чем античные богини, нимфы или пастушки. Пикантная занимательность, утонченная эротика и декоративная красочность мифологических и пасторальных картин идеально отвечали вкусам французской аристократии середины XVIII века. Франсуа Буше написал около двухсот пасторалей, в которых изящно одетые пастухи и пастушки изображены в виде сентиментальных возлюбленных, часто в окружении домашних животных (козочек, овечек, собачек), хоровода амурчиков, нимф. Очаровательные пастухи и пастушки ведут галантные беседы, пьют вино, плетут вместе венок, ловят рыбу, расставляют силки на птиц, пастух учит пастушку играть на свирели, показывает ей гнездо с птичкой и т. п. В изображениях женщин за туалетом Франсуа Буше привлекала прежде всего возможность показать миловидность их лиц с легким румянцем, бархатистую нежность кожи, грацию движений, а также передать фактуру изысканных тканей, ювелирных украшений и эффектных деталей костюмов - лент, рюшей, оборок. Особое место в творчестве Буше занимает пейзаж. В соответствии с модой XVIII века на пасторали Буше обращался к скромным сельским мотивам, изображая небольшие речки, водяные мельницы, запруды, мостики, деревенские хижины, голубятни, фигурки крестьян («
Пейзаж в окрестностях Бовэ» — начало 1740-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Многие пейзажи были задуманы, очевидно, как эскизы для декораций к спектаклям. Театральная условность (сценическая площадка, кулисы, живописный задник) сочетается в них с наблюдательностью и свежестью непосредственных впечатлений от природы. Однако поздние произведения Буше, предназначенные для украшения интерьеров, слишком надуманны и однообразны. Четкий рисунок, пестрый колорит, гладкая красочная фактура, напоминающая живопись по фарфору, гедонистическая чувственность, слащавость, игрушечная красивость, характерные для картин Буше, приобрели в конце его творческого пути слишком нарочитый характер. Неудивительно, что Д. Дидро, ценивший в искусстве верность природе и благородным идеалам античности, резко критиковал Франсуа Буше, начиная с 1761 года, за легкомысленность, отсутствие правды и вкуса. Точка зрения Дидро, господствовавшая в конце XVIII - начале XIX веков. (Ж. Л. Давид и его ученики), была опровергнута романтиками Т. Готье, В. Гюго и Ж. де Нервалем, страстными почитателями рококо. В период Второй империи Буше подражали салонные мастера Кабанель и Бугро. В середине XIX века Буше восхищались Э. и Ж. де Гонкуры, которые считали его талантливым выразителем духа своей эпохи. Творческое наследие, одного из самых плодовитых художников XVIII века, включает в себя около
1000 картин и 182 эстампа, из них 125 листов - с оригиналов Ватто и 44 - по собственным композициям, в том числе иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия, «Декамерону» Боккаччо, «Дон Кихоту» Сервантеса, «Басням» Лафонтена и шеститомному изданию сочинений Мольера. Для Королевской шпалерной мануфактуры в Бовэ Франсуа Буше создал в течение 1736-1757 гг. более
40 эскизов к 6 сериям шпалер («Сельские празднества», «История Психеи», «Китайская серия», «Фрагменты из опер», «Любовь богов»). М. Фальконе, руководивший скульптурной мастерской на
Севрской мануфактуре, выполнил в 1757—1766 гг. большую часть своих моделей по рисункам Буше. Виртуозный рисовальщик, Буше был первым, кто ввел рисунок в декоративное убранство интерьеров. Тематика выполненных им на заказ рисунков - это женские фигуры, женские и детские головки, пасторальные сцены, пейзажи. Чаще всего художник работал на белой, цветной или тонированной бумаге черным мелом, добавляя к нему сангину и белый мел. Кроме того, он создавал эскизы пером, гуаши и великолепные пастели, отмеченные влиянием венецианской пастелистки Р. Каррьеры. Творчество Франсуа Буше, законодателя художественных вкусов Франции середины XVIII века, оказало огромное влияние на последующее развитие не только французского, но и европейского искусства.
Произведения: «Иосиф представляет отца и братьев фараону» (ок. 1723-1726, Огайо, Художественный музей Колумбии); «Жертвоприношение Гедеона» (ок. 1728, Париж, Лувр); «Прекрасная кухарка» (нач., 1730-х, Париж, Музей Коньяк-Жей), «Возвращение с рынка» (1730-е, Норфолк, Музей Крайслер); «Птички отца Филиппа» (1730-е, Безансон, Музей изящных искусств и археологии); «Вид садов Фарнезе» (1732, Нью-Йорк,
Музей Метрополитен); «Кефал и Аврора» (1733, Нанси, Музей изящных искусств); «Радости сельской жизни», «Гнездо» (оба - 1737, Париж, Лувр); «Переправа на мосту», «Переправа вброд» (вторая половина 1730-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Триумф Венеры» (1740), «Леда с лебедем» (1741, оба — Стокгольм, Национальный музей); «Сельский пейзаж с рекой» (1741, Мюнхен, Старая пинакотека); «Пейзаж с отшельником» (1742, Москва, ГМИИ); «Диана после купания» (1742, Париж, Лувр); «Китайский танец», «Прием в доме китайского императора» (оба — 1742, Безансон, Музей изящных искусств и археологии); «Юпитер и Каллисто» (1744, Москва, ГМИИ); «Одалиска», (1745, Париж, Лувр); «Возвращение Дианы с охоты» (1745, Париж, Музей Коньяк-Жей); «Триумф Венеры», «Туалет Венеры» (начало 1740-х), «Пейзаж с прудом» (1746, все — Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Похищение Европы» (1747, Париж, Лувр); «Пастушеская сцена» (1740-е, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Вертум и Помона» (1748, Огайо, Художественный музей Колумбии); «Арион» (1749, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Рождество» (1750, Лион, Музей изящных искусств); «Туалет Венеры» (1751, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Отдыхающая девушка (Портрет Луизы О'Мэрфи)» (1752, Мюнхен, Старая пинакотека); «Восход солнца», «Заход солнца» (оба — 1753, Лондон, собр. Уоллес); «Аминта Сильвия» (1756, Тур, Музей изящных искусств); «Венера в кузнице Вулкана» (1757, Париж, Лувр); «Богоматерь с Младенцем Христом и св. Иоанном Крестителем» (1758, Москва, ГМИИ); «Прачки», «Пастушеская идиллия» (оба — 1768, Нью-Йорк, Музей Метрополитен); «Амуры - Аллегория Живописи», «Амуры - Аллегория Поэзии» (1760-е, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Смерть Сократа» (1762, Ле-Ман, Музей Тессе).