Жак Калло (Jacques Callot)

Жак Калло (фр. Jacques Callot, ок. 1572-1635) — выдающийся французский гравер и рисовальщик начала XVII века, один из главных представителей стиля маньеризм в западноевропейском искусстве. Творческое наследие Жака Калло включает в себя свыше 1400 гравюр, выполненных пре­имущественно в технике офорта, а также около 2000 ри­сунков, самая крупная коллекция которых хранится в Государственном Эрмитаже (более 850). Внук стрелка гвардии герцога Лотарингского Карла III, наградившего его в 1584 году титулом дворянина, и сын герольда Карла III, Калло в течение четырех лет учился у нансийского ювелира Д. Крока (1607-1611 гг.), затем отправился в Италию. Обо­сновавшись в Риме, изучал технику резцовой гравюры в мастерской Ф. Томассена и, очевидно, с его помощью вы­полнил свою первую подписную резцовую гравюру «Порт­рет Карла III» (1610 г.). Возможно, Жак Калло присутствовал в Нанси на похоронах герцога и мог быть задействован в создании ансамбля офортов страсбургских мастеров Брентела и Мериана «Торжественная церемония погребения Карла III» (1610 г.). О творческих контактах Калло с Ж. Белланжем из доку­ментов неизвестно, однако, согласно немецкому живопис­цу и теоретику искусства, И. фон Зандрарту (1609-1684), который собрал обширную информацию о французской колонии художников в Риме, Калло был учеником Белланжа. Самый ранний опыт Жака Калло в технике офорта относится к 1612 году, когда совместно с А. Темпестой и Р. Скьяминодзи он при­нял участие в создании серии мемориальных гравюр (29), заказанной герцогом Тосканским Козимо II Медичи в свя­зи со смертью испанской королевы Маргариты (сестры Кристины Лотарингской, жены Козимо II). В 1614 году, нахо­дясь уже во Флоренции, Калло делал рисунки с натуры и гра­вюры по произведениям А. дель Сарто, В. Салимбени и других художников. Поступив в мастерскую Дж. Париджи — гравера, архитектора, инженера и организатора го­родских и придворных празднеств, он усовершенствовал свои познания в области математики, перспективы, анато­мии и не без посредничества Париджи был принят на службу к герцогу Козимо II. В 1616 году  Жака Калло получил свой пер­вый официальный заказ, выполнив 16 произведений на тему «Жизнь Фердинандо I Тосканского» (1616-1620 гг.). В 1618 году он гравировал для Козимо II и его матери «Планы и виды зданий Святой земли» — святыни Иерусалима, Виф­леема, Каира (47 листов). В 1621 году, после смерти герцога, Калло, потеряв придворное жалованье, вернулся в Нанси. На­чиная с 1623 года, получив поддержку и покровительство гер­цога Лотарингского Генриха II, Калло часто работал по заказам двора, различных религиозных конгрегации и француз­ского короля. Так, в 1626 году он создал гравюру «Осада Бреды», имевшую цель увековечить победу французов над испанской армией в 1625 году. В 1627-1628 гг. Жака Калло совершил путе­шествие по Фландрии и Голландии, где познакомился с утрехтским караваджистом Г. ван Хонтхорстом и знаме­нитым фламандским портретистом Антонисом Ван Дейком, кото­рый написал его портрет. В начале 1629 года, получив заказ от Людовика XIII на создание гравюр, призванных просла­вить победу над протестантами («Осада Ла-Рошели», «Осада Сен-Мартен-де-Ре»), Калло отправился в Париж и на­ходился там до июля 1630 года. Последние годы жизни худож­ник провел в Нанси, где имел собственный дом на Плас-де-ла-Карьер, и в своем имении в Бэнвиль-сюр-Мадон. В этот период он часто создавал виды старинных деревень и гер­цогских резиденций, а также давал уроки рисования гер­цогу Гастону Орлеанскому, брату короля, жившему в 1629-1631 гг. при лотарингском дворе. В течение 1631-1634 гг. Жак Калло выполнил более 600 произведений на религиозные темы как на заказ, так и для продажи. На всем протяже­нии творческого пути ему сопутствовали успех, популяр­ность и признание не только во Франции, но и за ее пре­делами. Гравюры Калло печатались большими тиражами и продавались в лавках книготорговцев Флоренции, Нанси, Парижа и других городов. Его офорты коллекциони­ровали Рембрандт, Ван Дейк, Д. Тенирс Младший. Сюже­ты графических листов Жака Калло охватывают чрезвычайно широкий круг жизненных явлений. Он создавал компо­зиции на религиозные и светские темы. Изображал го­родские и сельские пейзажи, бытовые, батальные, теат­ральные и аллегорические сцены, выполнял портреты, многочисленные иллюстрации, а также титульные листы и фронтисписы для отчетов о придворных празднествах, для статутов религиозных орденов, богослужебных книг и теологических трактатов. Главная тема искусства Калло — это общественная жизнь, при этом художника интересо­вали не только маскарады, турниры, охоты, ярмарки, те­атральные зрелища и военные триумфы («Ярмарка в Импрунете» — 1620, «Ярмарка в Гондревилле» — 1622-1623, «Большая охота» — 1626, «Сдача Бреды» — 1628, серия «Большие виды Парижа» — 1630), но и трагиче­ские события Тридцатилетней войны, публичные казни на площадях, продажа рабов («Рынок рабов» — 1620, се­рии «Малые бедствия войны» — 1632 и «Большие бед­ствия войны» — 1633). Жак Калло создал яркую галерею представителей различных социальных сословий и исключительное многообразие типов и характеров. Герои его произведе­ний — это придворная аристократия, ремесленники, тор­говцы, крестьяне, солдаты, бродячие комедианты, кочую­щие цыгане, нищие, калеки. Их образы отличаются удивительной конкретностью и жизненной убедитель­ностью (серии «Каприччи» — 1617, «Цыгане» — 1621, «Нищие» — 1622, «Лотарингское дворянство» — 1626). Усовершенствовав заимствованный у Париджи тип мел­кофигурной композиции, Калло прославился как мастер мас­совых сцен из народной жизни, которые включают иногда более 1000 персонажей. Так, Тенирс Младший, сделавший живописную копию с офорта Калло «Ярмарка в Импрунете», подсчитал, что в этой композиции изображено 1138 чело­веческих фигур, 45 лошадей и 137 собак. Офорт «Ярмарка в Импрунете», к которому Жак Калло выполнил около 200 этюдов с натуры, представляет собой шедевр гравировального искусства художника и одно из самых ярких произведе­ний европейской реалистической графики XVII века. В ран­ний период творчества Калло, подобно своему старшему сов­ременнику Ж. Белланжу, испытал влияние маньеризма. Маньеристические элементы можно обнаружить в сериях офортов «Война любви», «Война красоты», «Флорентий­ские интермедии» (1616-1617), «Горбуны», «Танцы бес­костных и беззадых» (1622). В листах этих серий тонкое и проницательное наблюдение реальности сочетается с при­чудливой фантазией и гротеском. Для них типичны совме­щение разных точек зрения в одной композиции, наруше­ние масштабных соотношений между фигурами, искажение пропорций и форм человеческого тела, неоправданно слож­ные позы и ракурсы, повышенная динамика. В серии «Каприччи» он показал существовавшие во флорентийском обществе социальные контрасты — парадоксальное со­седство богатства и бедности, роскоши и нищеты, благо­получия и нужды. Знаменитые офорты Калло «Партер в Нанси» (1625 г.) и «Карьер в Нанси» (1626 г.), в которых художник проявил талант бытописателя, — это своеобразная энци­клопедия жизни лотарингского двора, его привычек, вку­сов и развлечений: прогулки, беседы, катание на лодках, игра в мяч, кегли, крокет, рыцарские турниры, выступле­ния фокусников, жонглеров, акробатов, танцоров. Обра­щаясь к библейским и евангельским сюжетам, Калло тракто­вал их обычно в аллегорическом или жанровом ключе: серии гравюр «Семь смертных грехов» (1617-1618 гг.) и «Блудный сын» (1634 г.), офорты «Мученичество св. Себа­стьяна» (1632-1633 гг.), «Сарепгская вдова» («Маленькая ферма»). Жак Калло использовал часто религиозный сюжет как камуфляж для выражения политических идей или сатиры: «Первое искушение св. Антония» (1616-1617 гг.) и «Второе искушение св. Антония» (1635 г.), серии гравюр «Большие Страсти» (1623 г.) и «Малые Страсти» (1624 г.). Среди немно­гочисленных портретов Калло особый интерес представляют портреты тосканского поэта Доменико Пери (1619) и Шарля Делорма — придворного медика герцога Гастона Орлеанского (1629 г.). Оба портрета, выполненные в реали­стической манере, имеют декоративное обрамление, со­стоящее из аллегорических и символических атрибутов. В пейзажных рисунках и офортах Калло, созданных на основе зарисовок с натуры, как правило, присутствуют жанровые мотивы (сцены крестьянского труда, рыбной ловли, охо­ты, купания, стирки белья). Примечательная особенность батальных композиций Жака Калло — отсутствие героики сраже­ний и военных подвигов. Его интересовали главным обра­зом будни войны, солдатский быт. Он изображал обозы, походные госпитали, ежедневную муштру и грубые сол­датские развлечения: игру в кости, попойки, драки, охоту на кур и свиней в окрестных деревушках, сцены поджогов, резни, мародерства и издевательств над военнопленными. Зрелые и поздние работы Калло поражают виртуозным испол­нением и глубиной содержания. Для них характерна реа­листическая и эмоционально окрашенная интерпретация изображаемых сюжетов. К шедеврам позднего периода творчества относятся его серии офортов «Малые бедствия войны» и «Большие бедствия войны» — непосредствен­ный отклик художника на трагические события, связан­ные с завоеванием Лотарингии войсками Людовика XIII. Глазами очевидца Калло показал бесчисленные страдания, которые обрушились на его народ: кровопролитные сра­жения, казни, грабежи, толпы калек и нищих на дорогах, раненые в госпиталях. Эти графические серии вместе с офортом «Второе искушение св. Антония», являясь итогом творческого опыта Жака Калло, представляют собой своеобразное резюме технических возможностей мастера и особенно­стей его художественного стиля. Графическая манера Калло отличается яркой индивидуальностью. Его рисунки и гравюры демонстрируют исключительное мастерство в передаче света, пространства, пластики и движения фи­гур, а также острую наблюдательность в изображении конкретных деталей. Применение КАлло новых технических средств и новых инструментов для работы в офорте (твер­дый «флорентийский» лак и особой формы игла-резец) позволили ему с ювелирной тщательностью воспроизво­дить мелкофигурные массовые сцены и добиваться тон­чайшей ретуши на заднем плане. Виртуозно манипулируя иглой-резцом, он менял в процессе работы форму штриха и глубину резьбы и достигал редкого колористического богатства. Для ранних рисунков и гравюр  типичны де­коративная игра нервных прихотливых линий и орнамен­тальная трактовка силуэтов, когда легкий тончайший штрих внезапно трансформируется в толстый и энергич­ный. Зрелые и поздние листы художника характеризуются простотой и строгостью графических приемов. В частно­сти, начиная с середины 1620-х пластика форм в рисунках Жака Калло  достигается не методом светотеневой штриховки, а почти исключительно посредством изменения толщины и тона линии.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67