Пьер Миньяр (Pierre Mignard)

Пьер Миньяр (фр. Pierre Mignard, 1612-1695) - знаменитый французский живописец и рисовальщик XVII века, прославился как портретист и автор композиций на религиозные и мифологические темы. Имел прозвище Римский чтобы отличаться от брата Никола Миньяра. Учился в Бурже у Жана Буше. Вернувшись в Труа, где он родился, работал у скульптора Франсуа Жантий. Вскоре он уехал в Фонтенбло - город художников и столицу искусств того времени, где он изучал творчество копировал произведения Россо Фьорентино, Ф. Приматиччо, Фреминета и других художников в замке Фонтенбло. Под покровительством маршала Витри Пьер Миньяр в 1633 году поступил в мастерскую придворного живописца Людовика XIII Симона Вуэ, где повстречал своего будущего соперника Шарля Лебрена. В конце 1635 года отправился в Италию, где провел более 20 лет (1635-1657 гг.). Испытал влияние ху­дожников римской и болонской школ (А. Карраччи, Ф. Альбани, Доменикино, Сассоферрато, П. да Кортоны, А. Сакки). Живя в Риме, участвовал совместно с другими живописцами в создании копий с фресок Агостино и Аннибале Карраччи в палаццо Фарнезе, предназначенных для А. Л. дю Плесси, брата кардинала Ришелье. В Италии Пьер Миньяр приобрел известность главным образом благодаря кар­тинам с изображением Богоматери с Младенцем Христом, которые он трактовал в сентиментально-идиллическом ключе. Этим произведениям присущи плавная мелодич­ность линий, мягкая светотень, утонченная грация и налет слащавости, получивший в творчестве последователей Миньяра термин «mignardise». Миловидных Мадонн Миньяра современ­ники называли «mignardes» — «нежными». Из портретов Миньяра, выполненных в итальянский период, сохранились: «Портрет посла Мальты» (1653, Ла-Валлетта, Националь­ный музей) и «Мужской портрет», предположительно се­натора Марко Перуты (1654, Прага, Национальная гале­рея). «Портрет Папы Александра VII», написанный  в 1655 году, известен лишь по гравюре П. Л. ван Схюппена (1661, Париж, Национальная библиотека). В 1657 году, возвращаясь во Францию, Миньяр некоторое время провел в Авиньоне, где встретился со своим старшим братом Никола Миньяром, который сделал здесь карьеру как религиозный живопи­сец. Находясь в Авиньоне, он познакомился с Мольером и написал впоследствии несколько портретов знаменитого драматурга, однако представление о них можно составить в настоящее время только по гравюрам и описаниям. Вернувшись в Париж уже известным художником и членом Римской Академии св. Луки, Пьер Миньяр выполнил в 1658 году первый из десяти портретов Людовика XIV и вскоре стал одним из любимых портретистов короля и придворной знати. По­мимо аллегорических и жанровых портретов, он создавал также композиции на исторические сюжеты, к числу ко­торых принадлежит, в частности, его монументальная картина «Великодушие Александра Македонского» (1689, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), написан­ная, согласно аббату де Монвилю, для маркиза де Лувуа, первого министра Людовика XIV и сюринтенданта Королевских строений. Миньяр хотел затмить этим произведением прославленную композицию на эту же тему Шарля Лебрена, своего главного соперника («Семья Дария», 1660, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона). В течение двух месяцев законченная картина Пьера Миньяра находи­лась в его мастерской и вызвала восторженные отзывы посещавших художника любителей искусств. Сюжет вос­ходит к книге Плутарха «Сравнительные жизнеописания»: Александр Македонский после победы над персидским царем Дарием в сражении при Иссе (333 до н. э.) взял в плен его мать Сисигамбис, жену Статиру и двух дочерей. Миньяр показал тот момент, когда Александр Македонский входит в сопровождении своего друга Гефестиона в палат­ку Дария и великодушным жестом дарует пленникам сво­боду. Под видом Александра Македонского прославляется «король-солнце» Людовик XIV. Картина Миньяра — типичный образец живописи академического классицизма и офи­циального придворного стиля, для которых характерны помпезная монументальность, театральная зрелищность и декоративная красочность. Несмотря на то что Миньяр рас­сматривался многими современниками как «рубенсист», он оставался верен на протяжении всего творческого пути принципам болонской художественной школы. Произве­дениям Пьера Миньяра присущи четкий лаконичный рисунок, искус­ная моделировка форм, яркая цветовая палитра и гладкая манера письма. Он обладал безупречным профессиональ­ным мастерством в создании иллюзии глубины простран­ства и в группировке фигур, а также в передаче фактуры тканей, драгоценных украшений, деталей обстановки и аксессуаров. Одна из самых знаменитых работ Миньяра — рос­пись купола церкви монастыря Валь-де-Грас в Париже (1663-1666), в которой содержится более 200 фигур — изображение членов королевской семьи в окружении пророков, апостолов, ангелов и святых. Этот декоратив­ный ансамбль, выполненный Миньяром по заказу Анны Австрий­ской, имел триумфальный успех и был прославлен Молье­ром в длинной поэме «Слава Валь-де-Грас» (1669). В 1665 году Миньяр декорировал дом банкира Б. Эрвара, в 1669 году - баптисте­рий церкви Св. Евстафия, в 1677-1678 гг. создал плафон в галерее замка Сен-Клу, в 1685 году расписал потолок Малой галереи в Версальском дворце. В 1690 году, после смерти Лебрена, Миньяр получил наконец долгожданную должность пер­вого живописца короля и был назначен директором Коро­левской Академии живописи и скульптуры. Несмотря на то что ему было уже 80 лет, он продолжал сохранять твор­ческую активность и, получая престижные заказы, много и плодотворно работал. В последние годы жизни Пьер Миньяр вы­полнил два плафона для Малых апартаментов в Версаль­ском дворце, писал портреты и картины на христианские сюжеты. Это был пик его художественной карьеры. Под­водя итоги своего творческого пути, Миньяр изобразил себя в «Автопортрете» 1690 г. (Париж, Лувр) с теми из своих про­изведений, которые считал самыми главными: эскиз мас­лом для купола церкви в монастыре Валь-де-Грас и проект триумфальной арки на Королевской площади в Париже (ныне площадь Вогезов), который остался нереализо­ванным. В своей последней картине — «Автопортрет со св. Лукой, рисующим Богоматерь с Младенцем Христом» (1695, Труа, Музей изящных искусств и археологии), сопоставляя себя со св. Лукой, М. выразил таким образом чувство гордости своими художественными достижения­ми. Пьер Миньяр умер 30 мая 1695 года и похоронен в монастыре якобинцев в Париже. После смерти Миньяра все его произведения, в том числе свыше 300 рисунков, вошли в состав королевских собра­ний Людовика XIV. Произведения: «Портрет детей герцога де Буйона» (1647, Гоно­лулу, Академия искусств); «Св. Семейство с аллегорией Искупле­ния» (ок. 1650-1655, Руан, Музей изящных искусств); «Портрет живописца» (ок. 1655, Дижон, Музей изящных искусств); «Бого­матерь с виноградом» (1656, Париж, Лувр); «Обручение св. Ека­терины» (1669, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж); «Девочка, пускающая мыльные пузыри» (1674, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Конный порт­рет Людовика XIV» (1673, Турин, Галерея Сабауда); «Портрет Ж. Б. Кольбера» (ок. 1677-1682, Санкт-Петербург, Государствен­ный Эрмитаж); «Христос и самаритянка» (1681, Роли, Северная Каролина, Художественный музей); «Портрет Луизы Рене Керу-аль, герцогини Портсмутской» (1682, Лондон, Национальная портретная галерея); «Несение креста» (1684, Париж, Лувр); «Нептун, предлагающий морское царство королю» (1684, Компьен, Национальный музей замка); «Портрет дофина с семьей» (ок. 1687-1688, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона); «Христос и самаритянка» (1690), «Св. Цецилия» (1691), «Портрет мадам де Ментенон» (1691, все — Париж, Лувр); «Портрет жены министра морского флота маркизы де Сенелей в виде Фетиды с двумя сыновьями» (1691, Лондон, Националь­ная галерея).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67