Филипп де Шампань, де Шампень ( Philippe de Champaigne)

Филипп де Шампань, де Шампень (фр. Philippe de Champaigne, 1602, Брюсель - 1674, Париж) — выдающийся французский живописец фламандского про­исхождения, один из ведущих мастеров парижской худо­жественной школы XVII века. В 1614-1618 учился в Брюсселе у Ж. Буйона и М. де Бордо, в 1619 году продолжил свое образо­вание в Монсе у неизвестного живописца, в 1620 году — в мас­терской пейзажиста Жака Фукьера, от которого унаследовал тонкость в передаче световоздушной среды. В 1620 году Шампень мог отправиться в Италию, чтобы завершить свое художест­венное образование или поступить в мастерскую Рубенса. Однако Филипп де Шампень использовал третью возможность: он последо­вал за Фукьером во Францию. Приехав в 1621 году в Париж, он провел некоторое время в мастерской Ж. Лаллемана, ра­ботавшего тогда в традициях маньеристической школы Фонтенбло, и в 1625 году написал по его эскизам алтарную кар­тину «Члены парижского муниципалитета перед св. Женевьевой» для церкви Сент-Женевьев-дю-Мон (Париж, церковь Монтиньи-Ланку). В 1625-1628 гг. Шампень с Николя Пуссеном участвовал в декорировке Люксембург­ского дворца («Два музицирующих ангела» — 1628, Па­риж, Лувр) под руководством Николя Дюшена. Женившись на дочери Дюшена Шарлотте, Шампень унаследовал в 1628 году после смерти тестя его должность ор­динарного живописца королевы-матери Марии Медичи и камердинера короля. Благодаря покровительству Марии Медичи и кардинала Ришелье Филипп де Шампань  довольно быстро добил­ся популярности и сделал блестящую карьеру: в 1648 году он был одним из членов-учредителей Королевской Академии живописи и скульптуры, в 1655 году стал профессором, затем ректором. Шампень приобрел известность главным образом как портретист и автор монументальных религиозных компо­зиций для парижских церквей и дворцов, писал также картины на исторические сюжеты и пейзажи. Работал по заказам королевского двора (Мария Медичи, кардинал Ришелье, Людовик XIII, Анна Австрийская, кардинал Мазарини, Людовик XIV), религиозных орденов и частных лиц, испытал влияние Рубенса и Симона Вуэ. Раннее творчество Шампеня представляет собой своеобразный сплав позднего маньеризма, фламандского реализма и болонского академиз­ма. Несмотря на то что Шампень никогда не был в Италии, его произведения свидетельствуют о знакомстве с венециан­ской живописью, искусством Караваджо и А. Карраччи. Однако исключительно высокое мастерство Шампеня в индиви­дуализации образов в сочетании с тщательной детализа­цией и материальной осязаемостью в трактовке тканей и бытовых подробностей выдают его фламандские корни. В 1629-1630 гг. он написал цикл картин на темы из жизни Богоматери для кармелитского монастыря на рю Сен-Жак в Париже. Некоторые произведения этой серии демон­стрируют черты маньеристического стиля Лаллемана («Поклонение пастухов» — Лион, Музей изящных ис­кусств; «Успение Богоматери» — Париж, Лувр), другие своей простотой и строгостью указывают на влияние Ф. Поурбуса («Представление Господа в Храме» — Дижон, Музей изящных искусств). В 1633 году по заказу секретаря кар­динала Ришелье М. Ле Маля, каноника Нотр-Дам, Шампень со­здал композицию «Благовещение» (Кан, Музей изящных искусств), в 1635 году написал картину «Людовик XIII, корону­емый Викторией», посвященную поражению протестантов в Ла-Рошели (Париж, Лувр), в 1638 году выполнил алтарный образ «Успение Богоматери» для церкви Сен-Жермен-л'Оксеруа (Гренобль, Музей изящных искусств). Вместе с тем уже в начале своей художественной карьеры Шампень заре­комендовал себя как талантливый портретист. В портрет­ном жанре он стремился к объективному воспроизведе­нию внешности, характера и психологии своих моделей, избегая присущих барочному портрету сложных аллего­рий и патетики. Шампеня с полным правом можно считать ху­дожественным историографом своей эпохи: в течение жизни он создал целую портретную галерею членов коро­левской семьи, государственных деятелей, писателей, уче­ных и представителей духовенства («Портрет кардинала Ришелье» — 1635, «Групповой портрет парижских эшевенов» — 1648, оба — Париж, Лувр; «Портрет Жана Батиста Кольбера» — 1655, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). В начале 1630-х он написал по поручению кардинала Ри­шелье серию портретов для галереи знаменитых людей в его дворце. Эти работы, благодаря их высоким живопис­ным качествам, выдвинули его в число ведущих портрети­стов Парижа. Во второй половине 1630-х Шампень выполнил два ответственных королевских заказа: картины «Посвящение Генриха II Орлеанского, герцога Лонгевиля, в рыцари ор­дена Св. Духа» (1634-1635, не сохр.; реплики мастерской: Тулуза, Музей Августинцев; Труа, Музей изящных искусств и археологии) и «Обет Людовика XIII» (1637-1638, Кан, Музей изящных искусств). Первая из них, предназначен­ная для украшения капеллы Св. Духа в церкви августинского монастыря в Париже, представляет собой сочетание группового портрета и жанровой сцены. Шампень изобразил Лю­довика XIII в костюме Великого Магистра ордена Св. Духа принимающим клятву верности от Генриха II Орлеанско­го в присутствии главного казначея ордена Клода Бартиллье, канцлера Клода де Бюльона, секретаря суда Шарля Дюре и церемониймейстера Мишеля де Боклера. Необыч­ная иконография «Обета Людовика XIII» обусловлена тем, что Шампень буквально следовал официальному тексту «Ex-voto Людовика XIII», подписанному 10 декабря 1637 года и под­твержденному 10 февраля 1638 года: Людовик XIII слагает с себя атрибуты власти (корону и скипетр) и вверяет их Бо­гоматери и распростертому у ее ног мертвому Христу, призывая тем самым своих подданных мужественно пере­носить поражения, лишения и утраты ради блага госу­дарства. В контексте исторических событий эпохи карти­на Шампеня имела политический, религиозный и моральный смысл, являясь своего рода мистическим оправданием вой­ны, которую вела Франция совместно с протестантскими союзниками против католической Испании. В 1641-1644 гг. Филипп де Шампань работал над декорацией капеллы Сорбонны («Обруче­ние Марии» — Лондон, собр. Уоллес; «Благовещение» — Клермон-Ферран, Нотр-Дам-дю-Пор), в 1644 году наряду с С. Вуэ, С. Бурдоном, Л. де Ла Гиром и другими художни­ками участвовал в создании произведений на сюжеты из жизни Богоматери, заказанных Анной Австрийской для часовни в Пале-Руаяль. В 1646 году Шампень получил заказ на цикл картин для личных апартаментов Анны Австрийской в бенедиктинском аббатстве Валь-де-Грас. Работа над этим циклом была прервана из-за Фронды и закончена лишь в 1656 году. Для одной из комнат в нижнем этаже он написал четыре картины на темы из жизни святых: «Св. Пелагия, молящаяся на горе Елеонской» (Майнц, Картинная гале­рея), «Кающаяся Мария Магдалина» (Париж, Лувр), «Зосима, причащающий Марию Египетскую» (Тур, Музей изящных искусств) и «Св. Пафнутий» (Париж, Лувр). Из пяти композиций, выполненных для трапезной, сохра­нились три: «Сон Илии» (Ле-Ман, Музей Тессе), «Пир в доме фарисея Симона» (Нант, Музей изящных искусств) и «Тайная вечеря» (Лион, собор). В 1657-1660 гг он написал три картины, иллюстрирующие сцены из жизни св. Гервасия и св. Протасия, завершив тем самым серию из шести картонов для шпалер, начатую по заказу парижской церк­ви Св. Гервасия и Св. Протасия Э. Ле Сюёром и продолжен­ную С. Бурдоном («Явление св. Гервасия и св. Протасия св. Амвросию» — Париж, Лувр; «Обретение реликвий» — Лион, Музей изящных искусств; «Перенесение релик­вий» — Париж, Лувр). Примечательно, что уже с конца 1640-х года Шампень сближается постепенно с монастырем Пор-Рояль, который являлся центром янсенизма — религиозно-политического течения, возникшего на основе учения голландского богослова К. Янсения (1585-1638). Янсенизм импонировал многим французским писателям, ученым, философам как своеобразная форма оппозиции абсолютиз­му, ортодоксальному католицизму и иезуитам (Б. Паскаль, Р. Декарт, Ж. Расин). Суровый аскетический дух Пор-Рояля, с его идеалами нравственного самоусовершенствова­ния и благочестия, был, судя по всему, очень близок Шампеню, поскольку в его искусстве фигурирует именно тот круг сюжетов и образов, которые волновали Пор-Рояль. Это Св. Причастие («Тайная вечеря» — ок. 1652, Париж, Лувр); чудеса, связанные с терновым венцом Христа (картина «Ex-voto», написанная в ознаменование излечения дочери художника Катрин от паралича, — 1662, Париж, Лувр); окруженные особым почитанием в Пор-Рояле пророки Илия и Моисей («Сон пророка Илии» — 1656 или ок. 1662 г., Ле-Ман, Музей Тессе; «Пророк Моисей со скрижалями Закона» — 1648 г., Милуоки, Художественный музей), а так­же св. Магдалина и св. Иоанн Креститель, которые, поки­нув мир, посвятили себя Богу: Магдалина — ради любви к Христу, Иоанн Креститель — чтобы доказать спаситель­ную и евхаристическую миссию Иисуса. В 1657 году, когда дочь Шампеня Катрин постриглась в монахини, отец подарил ей две картины в качестве назидательного примера и утешения: «Св. Магдалина в пустыне» (1657, Ренн, Музей изящных искусств) и «Св. Иоанн Креститель в пустыне» (1657, Гре­нобль, Музей изящных искусств). С 1654 года Филипп де Шампень конкурировал с Шарлем Лебреном, участвовал в украшении дворца Тюильри под его руководством. Шампень делал фронтисписы для книг янсенистов и написал портреты крупнейших представителей янсенизма и руководителей монастыря Пор-Рояль: Жана Дювержье де Орана, аббата Сен-Сирана (ок. 1646-1647, Гренобль, Музей изящных искусств); аб­бата Мартина де Баркоса (ок. 1646-1648, частное собр.), аббатисы Анжелики Арно (1648, Версаль, Национальный музей Версальского дворца и Трианона), Робера Арно д'Андийи (1667, Париж, Лувр); Жерома Ле Мэстра (1668, Карлсруэ, Кунстхалле). Для произведений Шампеня, созданных в зрелый и поздний периоды творчества, характерны вели­чественная и благородная простота, строгость, сдержан­ность, а также точное следование библейским текстам, связанное с его глубокой верой и почитанием Священного Писания. Одна из самых знаменитых картин Шампеня, выпол­ненных в этом стиле, — «Пророк Моисей со скрижалями Закона» (1648, Санкт-Петербург, Государственный Эрми­таж). В отличие от большинства художников, изображав­ших скрижали закругленными в верхней части, Шампень, стре­мившийся к исторической достоверности, сделал их прямоугольными, согласно требованиям раннехристиан­ской Церкви. На одной, освещенной скрижали помещены три закона, определяющие поведение человека по отношению к Богу, на другой, затененной, — семь остальных, которые относятся к ближнему. Картина поражает опти­ческим иллюзионизмом в передаче нервации кожи лица пророка, складок одежды, фактуры тканей, а также четко гравированного и визуально читаемого текста десяти за­поведей на каменных скрижалях. Шампень трактовал образ Мо­исея как обращенный к человечеству призыв к благим мыслям и действиям (подчеркнутая фронтальность позы, полуоткрытый рот, выразительный, говорящий взгляд). После смерти кардинала Мазарини и начала самостоя­тельного правления Людовика XIV (1661) Филипп де Шампень продолжал оставаться в фаворе, и его талант был востребован. В 1663 году Филипп выполнил по заказу картезианского ордена компози­цию «Христос в Храме» (Анжер, Музей изящных искусств), в 1666 году он получил заказ на декорацию апартаментов до­фина во дворце Тюильри, в 1671 году создал два произведения на сюжет «Успение Богоматери» для богаделен в Дурбане (церковь Сен-Жюльен-ан-Бошен) и в Бордо (церковь Св. Бруно), а в 1673 году выставил в парижском Салоне картину «Ужин в Эммаусе». Это была его последняя работа. Не­смотря на высокую репутацию, которую Шампень имел при жизни, его искусство не оказало широкого влияния на молодых художников. Среди учеников Шампеня, помимо его племянника Жана Батиста Шампеня, были Ж. Морен и Ж. Алике, целиком посвятившие себя гравюре, а также Н. де Платт Монтань, помощник Шампеня в Валь-де-Грас и Тю­ильри. Кроме того, тесные контакты с Шампенем поддерживали Робер Нантейль и Ж. Эделинк, которые репродуцировали его картины в гравюрах. К концу жизни активно занимался педагогической деятельностью. Не оставил печатных трудов, но сохранились его лекции и комментарии, записанные в 1660-х годах Андре Фелибьеном.

Произведения: «Портрет кардинала Ришелье» (сер. 1630-х, Шантийи, Музей Конде); «Поклонение пастухов» (1644, Руан, собор Нотр-Дам); «Поклонение пастухов» (1644, Париж, частное собр.); «Портрет адвоката парижского парламента Омера II Та­лона (1595-1652)» (1649, Вашингтон, Национальная галерея); «Распятие» (1649, Париж, Лувр); «Благовещение» (1640-е, Лон­дон, собр. Уоллес); «Благовещение» (1640-е, Кингстон-апон-Халл, Городской музей и художественная галерея); «Кающаяся Магдалина» (до 1651, Хьюстон, Музей изящных искусств); «Порт­рет президента парижского парламента Помпона II де Бельевра (1606-1657)» (нач. 1650-х, Экс-ан-Прованс, Музей Гране); «Порт­рет Анри Грулара» (1654, Будапешт, Музей изобразительных ис­кусств); «Распятие» (1655, Гренобль, Музей изящных искусств); «Портрет аббатисы Анжелики Арно» (1650-е, Шантийи, Музей Конде); «Молитва св. Карло Борромео» (Орлеан, Музей изящ­ных искусств); «Иисус вручает ключи св. апостолу Петру» (Суассон, собор); «Vanitas» (Ле-Манн, Музей Тессе); «Ессе Homo» (Национальный музей Гранж де Пор-Рояль де Шам); «Св. апос­тол Филипп» (Париж, Лувр); «Добрый Пастырь» (Тур, Музей изящных искусств); «Воскрешение Лазаря» (Гренобль, Музей изящных искусств); «Мертвый Христос» (Париж, Лувр); «Ве­роника» (Брайтон, Художественная галерея и музей); «Месса св. Джулианы» (Бирмингем, Барберовский институт искусств); «Ужин в Эммаусе» (Анжер, Музей изящных искусств); «Ужин в Эммаусе» (Нант, Музей изящных искусств); «Тройной портрет кардинала Ришелье» (Лондон, Национальная галерея).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67