Инкрустация Буля

Истоки техники инкрустации, позже названной Boulle marquetry или Intarsio alla Boulle, восходят к Италии X века, где ее именовали tarsia a incastro, что означало «комбинирование материалов». Ви­димо, итальянские мастера ввезли эту технику во Фран­цию около 1600 года, когда они делали различные работы для Марии Медичи, второй жены Генриха IV Известно, что во Франции одним из первых применил эту технику Пьер Голь, краснодеревщик из Нидерландов. Эта техника, предполагающая латунные вставки в поверхность черепаховых пластинок или эбенового дерева, или же наоборот. Названа по имени краснодеревщика Людовика XIV Андре Шарля Буля.  При создании инкрустации (маркетри «Буль») сначала наносился рису­нок. Дерево, использовавшееся для отделки, например эбеновое, нарезалось тонкими дощечками для фанеровки в виде декоративной поверхности. Черепаховый панцирь делали плоским, затем полировали и иногда подкрашива­ли с внутренней стороны для придания какого-либо оттен­ка. Всякие другие материалы также сначала уплощали (делати более плоским) по тому же принципу, потом нарезали на пластинки размером в нужный элемент маркетри. Черепаховые пластинки затем сплавляли с металличе­ской фольгой, обычно из латуни или сплава олова, и укла­дывали между двумя листами дерева наподобие бутербро­да. Рисунок наносился на одну сторону «бутерброда», и узор вырезался лобзиком сразу в двух слоях — черепаховом и металлическом. Когда материалы потом разделялись, эти два слоя сортировали для образования двух наборов одного и того же узора маркетри: латунные фрагменты укладыва­ли на черепаховый фон, получивший название «premiere-partie»; черепаховые фрагменты, наоборот, укладывались на латунный фон, образуя тем самым зеркальный по конт­расту узор, известный как contre-partie. После наложения фанеровки маркетри латунные участ­ки гравировались, чтобы достичь детализации и эффекта глубины. Затем все протирали акульей кожей, которая по своей фактуре напоминает наждачную бумагу, и полирова­ли смесью угля и масла. Этот состав заполнял выгравиро­ванные углубления, делая рисунок более выразительным. Подобным образом часто украшались внутренние и внешние дверные панели. Иногда Буль использовал соче­тание обоих типов своей техники в одном и том же изде­лии. Участки, не занятые компонентами «Буль», часто фа­неровались черным деревом, что создавало выразитель­ный контраст с остальными поверхностями. 
Многие экзотические материалы использовались как вставки в инкрустации Буля (маркетри «Буль»):  
Кость или рога. Кость обычно имеет светлый тон, тогда как цветовой диапазон рогов охва­тывает шкалу от белого до черного.
Слоновая кость. Этот дорогой, твердый, белый материал полу­чают из зубов и клыков живот­ных. По традиции термин ориен­тирован на бивни слона. 
Металл. Самым распространен­ным металлом в Буль-маркетри была латунь. Также использова­лись медь и серебро.
Панцирь черепахи. Обычно ис­пользовался панцирь черепахи Hawkshlll, который размягчает­ся в горячей воде.
Перламутр. Этот твердый ма­териал, вырезаемый из раковин, редко применялся в Буль-марке­три. Он имеет переливающийся, насыщенный блеск.
  Мебель в технике «Буль» обычно украшали также рель­ефными накладками из позолоченной и гравированной бронзы (известны как ormolu). Это делалось не только для красоты, но и для защиты замков, краев и ножек, особен­но их завершений, то есть наиболее уязвимых для повреждений участков. Накладки обычно изготовляли не сами краснодеревщики, а специалисты-литейщики, которые обрабатывали металл, придавая ему нужную форму, и по­том наносили позолоту. Мебель, украшенная в технике «Буль», часто выполня­лась в парных экземплярах, в основном по причине того, что вырезание в материале давало два полных комплекта с рисунком маркетри. Маркетри «Буль» требовала очень много времени, и один набор рисунков, premiere-partie, предполагал также создание и зеркального, contre-partie. Чаще всего встречающиеся примеры — это парные каби­неты.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67