Pietra dura - техника мозаичной кладки

PIETRA DURA, что означает «твердый камень», предпола­гает владение техникой мозаичной кладки из твердых и по­лудрагоценных камней. Изготовление pietra dura (полное название — commesso di pietre dure) было одной из разно­видностей ремесла, которой краснодеревщики владели со времен Ренессанса. Тот же эффект, но при существенно меньшей цене, создавала и техника scagliola. Зародившись в Италии, техника pietra dura предполага­ла столь точную подгонку камней друг к другу, что места соединений не видны. Для устойчивости мозаика наклеи­валась на сланцевую основу. Трудоемкий процесс создания картины из камня оставался неизменным на протяжении столетий. Pietra dura применяли для столешниц, что созда­вало впечатляющий контраст с позолоченными консоль­ными основаниями, типичными для того времени. Многоцветные картины с цветочными или натуралистичными мотивами демонстрировали не только дорогие материалы, но и высокое мастерство. В самых крупных мастерских существовало разделение труда. Художник либо скульптор подготавливал рисунок, после чего другие ремесленники выбирали камни, полиро­вали их и резали на тонкие пластинки. Делали калькирова­ние рисунка, чтобы сразу резать камень нужных очертаний, потом их кусочки осторожно наклеивали и собирали вме­сте, в нужном порядке, на основании. Если рисунок был особенно утонченным, его могли прорисовывать грифелем. Под конец камни шлифовали абразивными порошками. Флорентийские мастерские Великого герцога, располагавшиеся в галере­ях дворца Уффици, были лидером в развитии техники pietra dura в мебели. Другие мастерские порой переманивали флорентийских умельцев, чтобы те могли научить своим приемам кого-то на стороне. В 1588 году Фердинанд I Ме­дичи дал мастерским статус придворных, где надлежало де­лать и мебель, и мозаики. Заказы поступали на вещи, как для резиденций великого герцога, так и для влиятельных ев­ропейских домов. Ассортимент включал как кабинеты и сто­лешницы, так и шкатулки или архитектурный декор. В Париже Генрих IV и Людовик XIII основали собствен­ные королевские мастерские при Лувре.
В технике pietra dura используются различные полудрагоценные камни, выбираемые ради их цвета и общего узора:
Яшма — это разнообразие матово­го халцедона, встречающееся во множестве оттенков.
Ляпис-лазурь — синий непрозрач­ный камень, иногда с белыми вкрап­лениями, применявшийся еще в Древнем Египте.
Малахит — полудрагоценный ка­мень. Имеет светлые и темные зе­леные ленты, что придает ему ни с чем несравнимую декоративность.
Мрамор высоко ценится за свои оттенки и богатую фактуру. Са­мый знаменитый мрамор добывался в Карраре, недалеко от Флоренции.
Халцедон — прозрачный серый ка­мень, но встречается и в довольно широком цветовом диапазоне от зе­леного яблока до оранжево-красного.
Порфир — вулканическая порода, состоящая из крупных кристаллов. Существует много видов, находя­щихся внутри скальных пород.
Агат — ленточная форма халцедо­на, ценимая за красивый рисунок и узоры, образующиеся при расщепле­нии пластины.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67