Ян ван Эйк - Мадонна в церкви

«МАДОННА В ЦЕРКВИ» — условное на­звание картины выдающегося мастера арс нова, или Северного Возрождения, — Яна ван Эйка. Эта не­большая картина (32 см в высоту вместе с рамой) являлась левой створкой дип­тиха (правая часть утрачена). Как дра­гоценное изделие, ювелирно, тончайшим образом картина написана на дереве. Фигура Мадонны с плавным изгибом силуэта — «готической кри­вой» — будто сошла с книжной миниатюры. Особенно интересен фон картины, представляющий собой точное, в мельчайших деталях изображение интерьера готического храма с леттнером, хором, стрельчатыми арками и потоками све­та, льющимися сквозь витражные окна. Исследования доказали, что изображен­ный художником интерьер соответству­ет не сохранившемуся интерьеру собора в Льеже (Бельгия), хотя художник осветил пространство собора с северной стороны, что не согласуется с действительным положением храма. Этот пример рассматривается в качестве «скрытого символизма» изобразительно­го пространства. Согласно теологическим воззрениям эпохи Северного Возрождения, тело Мадонны, в котором во­плотился Сын Божий, уподобляется пространству храма — телу Церкви. На кайме платья Мадонны художник поместил латинскую над­пись, фразу из ветхозаветной книги Премудрости Соломона: «Est enim haec speciosior sole et super omnem stellarum dispositionem luci conparata invenitur prior candor» — «Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравне­нии со светом она выше» (Прем. 7:29). В 1508 году нидерландский живописец, романист Ян Госсарт (Мабюзе) написал в Риме повторение картины (в качестве одной из створок диптиха). Ныне она хранится в Палаццо Дориа Памфили в Риме.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67