КРУГ в самом общем аспекте был в древнейшей культуре воплощением представлений о важнейших, основополагающих качествах:
абсолютное равенство, прямота, единообразие, бесконечность, вечность, круговорот бытия, совокупность, совершенство, единство, а также,
символ полноты, законченности, который может заключать в себе идею и постоянства, и динамизма.
Сюда входили и морально-эстетические аспекты — добро, красота и проч. Круг ассоциировался с понятием небесного совершенства — Бог, Небо, Космос, Солнце, луна, звезда, планета и проч. Для неоплатоников круг является воплощением Бога и неограниченным центром космоса. Так как круг, иногда сфера – фигура без четкого начала и конца – это наиболее важная и универсальная из всех геометрических форм в мистических учениях. И так как он может обозначать другие важные символы – колесо, диск, кольцо, циферблат, солнце, луну, ороборо (кольцеобразная фигура, изображающая змею, кусающую свой собственный хвост) и Зодиак, его символизм довольно трудно определить. Для древних обозримая вселенная виделась, без всяких сомнений, кругообразной – сюда входили не только сами планеты, включая предполагаемый земной диск, окруженный водой, но также их циклические движения и смена времен года. Символические значения и функции при использовании круга для измерения времени (солнечные часы) и пространства (основные астрологическиеи астрономические исходные точки) составляли неразрывное единство. Небесный символизм и вера в небесную силу лежали в основе первобытных ритуалов и ранней архитектуры по всему миру: круговые танцы и ритуальные хороводы вокруг огня, алтаря или идола, передаваемая по кругу трубка мира – у индейцев Северной Америки; круглые формы юрт, шатров и самих стойбищ кочевых народов; кружение шаманов; круговая структура мегалитических знаков и сооружений в неолитический период. Круг имел как защитное, так и божественное значение, как, например, у кельтов, – и это значение все еще сохраняется в фольклоре, но уже в новых, современных формах.Круг также представлялся объектом, заключающим в себе гармонию, – как Круглый Стол в легенде о короле Артуре или широко используемое в современной английской идиоматике выражение «колдовской круг связей и знакомств».Во многих изображениях кругу придавался динамизм с помощью лучей, крыльев, языков пламени, что особенно заметно в шумерской, древнеегипетской и мексиканской иконографии. В этих случаях круг символизирует мощь солнца или созидательные, плодотворные космические силы. Концентрические круги могут означать небесные иерархии (как, например, ангельские хоры, символизирующие Небеса в искусстве Возрождения), круги ада или, в дзэн-буддизме, уровни духовного развития. В христианской традиции три круга изображают Божественную Троицу, границы времен, элементы, периоды движения солнца и фазы луны. Круг может быть мужским знаком (например, солнца) или женским (материнского лона). Круг (женское начало) вокруг креста (мужское начало) – в Египте символ единства противоположностей, также встречается в Северной Европе, в Китае и на Ближнем Востоке. В китайском символе «инь – ян», обозначающем взаимозависимость мужского и женского начал, используется круг, разделенный S-образной линией на два цвета, в центре каждого из которых – маленький кружок противоположного цвета. Точка в круге – астрологический символ солнца и алхимический символ золота. Взаимосвязь между открытиями в атомной физике и мистическими значениями круга поразительна. Помимо точки, или центра, которая разделяет его символизм, круг – единственная геометрическая фигура, неделимая на себе подобные и одинаковая во всех точках.
КВАДРАТ в отличие от круга связывается с идеей земного начала как места обитания человека, воспринимаемого в системе координат, где выделены стороны света и присутствует четырехмерная цикличность природных явлений. Четырехугольник с крестом еще более усиливает это значение, образуя центр, ось координат, и в то же время делает саму данную формулу выражением чрезвычайно важных и сложных смыслов, о чем речь пойдет несколько позже. По сути дела квадрат является производной формой, это как бы круг, преобразованный с помощью креста. Квадрат, в отличие от круга, не имеет природных аналогов, но зато он является наиболее употребимой формулой при создании человеком множества предметов. Небо-круг тем самым выступает как Бог-творец, выражение Абсолюта, тогда как земля-квадрат — творимое, производное, созданное при посредничестве креста, что вполне соответствует представлениям древности, отраженным во множестве мифов. Квадрат - древний знак земли, имеющий большую важность в символических системах Индии и Китая. Представляет собой еще одну разновидность эмблематического изображения четырех сторон света, сочетает с «женской» символикой числа четыре. Является символом постоянства, безопасности, равновесия, божественного участия в сотворении мира, пропорциональности, ограничения, нравственных устремлений и честных намерений. Квадрат противостоит «динамичным» знакам – кругу, спирали, кресту, треугольнику, являясь наиболее статической из геометрических форм, используемых в качестве символов. Во многих культурах квадрат – эмблема идеального города, построенного на века,– символ, основанный на «прочности» четырех стен, в противоположность круглому основанию недолговечной кочевой юрты.
Круг и Квадрат (лат. circus et quadratus) — геометрическая фигура, составляющая конструктивную основу многих композиций в разных видах искусства. Неразрешимая в математике задача квадратуры круга (построения с помощью циркуля и линейки квадрата, равного по площади данному кругу) в изобразительном искусстве породила продуктивную фигуру из пересекающихся квадрата и окружности (а также двух пересекающихся под углом квадратов). Согласно философии К. Юнга (1875—1961), квадрат, соответствующий наименьшему из составных чисел (4), символизирует разобщенное состояние человека, не достигшего духовного совершенства (внутреннего единства), круг — символ совершенного состояния. Пересечение круга и квадрата может породить восьмиугольник («динамический образ квадрата»), в котором знак четырех земных стихий превращается в знак вечности. Отсюда символика восьмигранных купелей и баптистериев в христианском искусстве. В Древнем Китае, в частности в буддийском искусстве, квадрат — символ земли, а круг — символ неба, поэтому круг с квадратным отверстием в середине — символ мироздания, образ неба и земли, Солнца и Луны, Инь и Ян (женского, пассивного, и мужского, активного, начал). Четыре части света и четыре времени года (углы квадрата) вместе с центром круга дают священное число пять. Храм Неба (Тиантан) в Китае представляет собой сочетания круга и квадрата — в квадратную ограду (символ земли) вписан круг (символ неба); три яруса круглых в плане кровель храма — числовой символ Ян. Алтарь имеет форму круга — там возносятся молитвы к небу, к алтарю ведут девять ступеней — по количеству небесных сфер. Против Зала небес располагается Зал воздержанности, он имеет форму квадрата, и к нему ведет лестница в восемь ступеней. Купол Зала небес покрыт лазурной черепицей, алтарь земли посыпан желтым песком. Античные гербоны («храмы героев»), например Филиппейон в Олимпии, строили круглыми в плане на квадратном основании. Такое же сочетание фигур, по преданию, было положено в основу жертвенника и храма Соломона в Иерусалиме.
Круг и квадрат универсальнейшие формулы в многообразии проявлений мировой орнаментики (
орнаментов).