Николай Семенович Самокиш

Автором оформления переплетов издания, рисунков форзацев и многих иллюстраций в тексте явился академик Николай Семенович Самокиш (1860-1944) — один из выдающихся графиков конца XIX– начала XX века. Николай Семенович Самокиш – самобытный русский художник, живописец и график, работавший в различных жанрах, продолживший традиции русской батальной и исторической живописи, известный как анималист и замечательный книжный график. Его произведения, широко известные в свое время, восхищали ярким реалистическим изображением и высокой культурой исполнения. Творческая личность художника привлекала внимание современных ему исследователей. Уже с середины 80-х гг. XIX века Самокиш находился в поле зрения художественной критики. Его имя не было забыто и в советское время, а его учебник «Рисунок пером» переиздавался неоднократно.
  Крупнейшей и, наверное, самой серьезной книжно-графической работой художника явились многочисленные иллюстрации к изданию Н.И. Кутепова «Великокняжеская, царская иимператорская охота на Руси». В четырех томах «Царской охоты» Самокишу принадлежат 173 иллюстрации, среди них много пейзажей, виньеток, заставок, концовок, полевых украшений. В большинстве они изображают охотничьи сцены, охотников, загонщиков, лошадей, собак, животных, зверей и птиц. В этих иллюстрациях Самокиш показал себя крупным художником-анималистом. Все его звери и животные поражают исключительным знанием натуры и характерными для каждого повадками. Охотничьи сцены составляют целые картины, как, например, акварель «Выезд к устьям реки Тисмяницы великих князей Черниговских, Галицких и Волынских» или акварель «Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном», насыщенная драматизмом неравной борьбы охотника с медведем. Особенно удались Н.И. Самокишу изображения старинных украшений и оружия, археологических находок и древних предметов.
Рисунки выполнены в самой разнообразной технике: акварелью, тушью, пером и кистью, позолотой. В книге много виньеток в стиле древнерусского народного орнамента, мотивы которых взяты художником из древних рукописных русских книг. Все они поражают знанием древнерусской книжной традиции, искусной композицией и яркими чистыми красками.
Сточки зрения осмысления и использования древнерусской рукописной книжной традиции в творчестве Н.И. Самокиша, а также для понимания значимости этой традиции особый интерес представляет второй том «Великокняжеской и царской охоты». В его состав Н.И. Кутепов включил материалы, связанные с историей охоты в XVII веке в годы царствования первых представителей династии Романовых. Одним из интереснейших эпизодов книги стал рассказ об охоте царя Алексея  Михайловичаи о его чудесном спасении во время охоты на медведя в окрестностях Саввино-Сторожевского Звенигородского монастыря, давший возможность наиболее ярко раскрыться книжно графическому таланту художника Самокиша. Суть включенной в состав книги истории такова.
Царь Алексей Михайлович любил охоту, при этом соколиная охота составляла главную основу его охотничьей деятельности. Но в то же время царь-охотник имел склонность и к зверовой охоте. В первые годы царствования Алексей Михайлович едва не поплатился жизнью за удовольствие поохотиться на медведя. Это произошло во время одного из посещений государем Саввино-Сторожевского монастыря, расположенного недалеко от Москвы, в Звенигороде. Алексей Михайлович отправился  на охоту в окрестные леса. Случилось так, что сопровождавшие его лица разбрелись по лесу, и царь, оставшись один, увидел шедшего прямо на него медведя. Убежать и спастись не было никакой возможности, и царь уже ждал неминуемой смерти, как вдруг перед ним явился благолепный старец инок, и медведь тотчас же ушел.  Государь спросил старца о его имени, и тот ответил, что он один из иноков Сторожевского монастыря, именем Савва. Сказав это, он скрылся в лесу. В монастыре Алексей Михайлович попытался разыскать инока Савву, но в обители не оказалось ни одного инока с таким именем. Но зайдя в храм, он увидел икону преподобного Саввы, написанную еще при жизни святого. И тогда царь понял,  что спас его от смерти сам преподобный Савва. В благодарность он тогда же положил открыть его мощи. В январе 1652 года гроб преподобного был открыт патриархом Иосифом,  и обретенные нетленные мощи были поставлены у южных дверей соборного монастырского храма Рождества Богородицы. После этого, на протяжении всей своей жизни, движимый чувством признательности к преподобному Савве, Алексей Михайлович не переставал благотворить Саввино-Сторожевской обители, богато украшал ее, делал крупные вклады, построил при ней дворец для себя, другие здания и ограду с башнями. Часто посещал эту обитель и подолгу живал в ней, посещая в дни памяти преподобного Саввы все богослужения;  сам заведовал делами и денежными счетами обители, входил во все подробности ее хозяйства, знал поименно всех ее иноков — словом, был как бы настоятелем этой обители. Чудесное спасение от неминуемой смерти произвело на царя глубокое впечатление, и воспоминание об этом случае всю жизнь не покидало его. Ужасные минуты, пережитые при этой встрече с разъяренным медведем, не прошли бесследно и для охотничьих склонностей царя, но несколько охладили его молодое увлечение рискованными охотами на медведей. По крайней мере, после 1650—1651 года, к которому относится этот случай, царские охоты на медведей становятся весьма редкими. Свой рассказ о чудесном спасении царя, включенный в канву повествования по истории охоты времен Алексея Михайловича, Н.И. Кутепов украсил стихотворением Л. Мея «Избавитель». Этот стихотворный текст и подвиг художника Н.С. Самокиша на создание к нему иллюстраций, а в целом – на создание лицевой рукописной книги, в которой присутствуют разнообразные заставки, инициалы, миниатюры, маргинальные рисунки.
К большому сожалению, иллюстративные листы, помещенные в конце книги, не были собраны вместе. Их расположили порознь между многочисленными страницами с примечаниями, и они как бы должны были служить неким украшением научного комментария к основному тексту. На самом деле, это единая, цельная книга, выполненная в одном стиле. Здесь стилистически грамотно сочетаются орнаменты русских  рукописей XIV-XVI вв. с миниатюрами-иллюстрациями в трактовке XIX века. В книжке «Избавитель» 15 миниатюр-иллюстраций, выполненных в реалистической живописной манере. Это изображения зверей (сокол, лось, медведь), изображение герба Российского государства. Замечательны композиционные решения пейзажей, в компонованных в заставки и заставки-рамки – это вид Саввино-Сторожевского монастыря и изображение интерьера храма с иконой преподобного Саввы Сторожевского. Прекрасно композиционное решение картин, иллюстрирующих историю охоты государя: царский выезд на охоту в Звенигород, подготовка охоты, выход на охоту царя Алексея Михайловича, поединок с медведем, чудо спасения, монастырская братия и семья  Алексея Михайловича (царь, его жена Наталья Кирилловна и царевич Петр).Они также не являются самостоятельными картинами, а обрамляют текст и служат ему иллюстративным дополнением. Т.е. они выполняют ту функцию, какую всегда несла в себе древнерусская книжная миниатюра. Миниатюры и текст так умело и гармонично скомпонованы на одном листе, что являются органичным дополнением друг друга (что всегда ставилось в заслугу Самокишу-графику).  
  Заставки, инициалы и орнаменты книги явно тяготеют к древнерусской книгописной традиции и служат ярким доказательством того, что Н.С. Самокиш хорошо был знаком с историей русской книжной культуры. Перелистав страницы, понимаешь, что художник разработал орнаменты пропустив через свои руки большой массив древнерусских книг, поняв смысл и назначение древнего книжного орнамента, хорошо зная историю русского декоративно-прикладного и ювелирного искусства. Для создания заставок и концовок художник переосмыслил и использовал геометрические и растительные мотивы орнаментов рукописных книг XVI-XVII вв. Строгие геометрические многоцветные орнаменты XVI века перемежаются с киноварными геометрическими и широколиственными и разнотравными многоцветными орнаментами XVII века. Зная особенности украшения богослужебных и содержащих жития русских святых рукописных книг, созданных в царских мастерских и в мастерских Оружейной палаты времен царя Алексея Михайловича, Н.И. Самокиш умело сочетал стилизованные листья и ветки, шишечки, султаны, цветки, указывая и при помощи орнаментов на время и значимость происходящих событий. Орнаменты узких рамочек воспроизводят роспись оконных проемов храмов и различных монастырских сооружений.
  Поэму Л. Мея украшают 20 инициалов – украшенных заглавных букв. Большая их часть напоминает нам о растительных киноварных инициалах, господствовавших в рукописных книгах с XV по XVII век. Но Н.С. Самокиш несколько отступил от общепринятых когда-то правил, тонировав заглавные буквы не только киноварью и охрой, но серебряной и золотой красками. При этом сами фигуры букв, согласно традициям, как бы вырезаны на поле белой бумаги (принцип создания силуэта). Два инициала напоминают читателям «Царской охоты» о рублевской традиции оформления богослужебных книг, т.е. о высокохудожественных Евангелиях типа Морозовского,Хитрово, Клементьевского и др., относящейся к рубежу XIV-XV вв. Имеются  также два инициала широколиственного орнамента, воспроизводящие заглавные буквы старопечатных книг. Для написания текста поэмы «Избавитель» Н.С. Самокиш выбрал крупный прямой (безнаклона) полуустав, характерный опять-таки для рукописных книг, созданных во второй половине XVII века в Оружейной мастерской для подношения царю Алексею Михайловичу. Значимость этого сюжета, связанного с чудом, произошедшим во время охоты царя Алексея Михайловича недалеко от Звенигородского  Саввино-Сторожевского монастыря, для творчества Н.С. Самокиша была необычайной. Он впервые в этой работе по-настоящему вплотную соприкоснулся с традиционной древней русской культурой, насыщенной глубочайшим смыслом и серьезнейшей философией восприятия мира. Орнамент средневековых рукописей был не менее значимым и содержательно насыщенным, чем миниатюра или икона. С его помощью расставлялись определенные акценты, связанные с содержанием книги и ее смыслозначимыми частями. Книга Н.И. Кутепова и стихотворение Л. Мея подтолкнули художника не только к переосмыслению и использованию древних орнаментов при работе над книжным оформлением, но также к созданию рукописной книги в понимании и восприятии века XIX. Эта работа позволила ему в своем книжно-графическом творчестве пойти дальше понятия «художник-иллюстратор». В рисунках орнаментального характера художник добился конструктивной легкости, простоты, сочетая ее с чертами хорошо понятой монументальности.
   Менее всего художник был занят в работе над оформлением третьего тома «Охоты»,посвященной XVIII веку, поскольку этот период в истории Русского государства больше всего интересовали и лучше всего представляли работы художников объединения «Мир искусства». Он создал одну концовку и несколько маргинальных картинок: Стая гончих на псарне, Императорская ставка Петра II на охоте,«Прием» волка, Цесаревна Елизавета Петровна на охоте с Шубиным и врачом Лестоком, Принадлежности конного спорта XVIII столетия, Белый сокол с Ледовитого океана, Принадлежности охоты XVIII столетия, Зимний вид, Царский поезд на охоту.
Решая главную задачу – создание стилистического единства 4-х томов истории охоты – Н.С. Самокиш создал интереснейшие рисунки всех обложек.

По материалам статьи Аксеновой Галины Владимировны.


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67