КОВЬЕЛЛО (итал. Coviello — от имени актера Яковьелло Джакометто) — традиционная маска итальянского народного театра
Комедия дель Арте (Коммедиа дель Арте). Появилась в конце XVI века. Этот персонаж относят к «слугам» — первый дзани, также, как
Арлекина и
Бригеллу. Но, в отличие от «северных» дзани, Ковьелло — «южный», родом из Неаполя. Его пара —
Пульчинелла. На гравюрах XVII— XVIII вв. Ковьелло изображали в маске с длинным носом, в шутовском наряде с помпонами и в шапке с длинными страусовыми перьями, часто с мечом и палкой для колотушек за поясом, часто носит очки. В руках у него — мандолина или гитара. Ковьелло
действует с хитростью, напором, ловкой выдумкой, умом; много гримасничает, танцует. Известно также, что в Неаполе, на подмостках, в маске Ковьелло выступал отличавшийся «бурным нравом» неаполитанский художник С. Роза (1615—1673), автор гравюр «Каприччи» (1656).
Маска
Пульчинеллы появилась в Неаполе в последнее десятилетие XVI веке. О ее происхождении существует множество гипотез. Довольно долго имела хождение гипотеза о том, что маска Пульчинеллы, второго дзанни южного квартета Комедии дель Арте, якобы воспроизводит в XVI веке образ и тип древнеримского Маккуса, персонажа народных ателлан. Внешнее правдоподобие этой гипотезы в том, что фигура и лицо Пульчинеллы, как и его костюм, довольно близко повторяют фигуру, лицо и костюм Маккуса и некоторых других персонажей римских народных представлений. Маккус — Маккусом, а появление маски Пульчинеллы, а также его имени приходится искать не за полторы с лишком тысячи лет от конца XVI веке, а где-нибудь поближе. И тут тоже гипотез сколько угодно. Остановимся на той, которая дает наиболее правдоподобное объяснение происхождения этой маски. Прежде всего, не нужно забывать, что она появилась, когда Комедия дель Арте на севере Италии действовала уже около тридцати лет. Следовательно, общий тип представлений этого театра был на юге Италии хорошо известен, а социальные корни северных масок, таких как, Панталоне, Доктор и Дзанни, еще не могли быть забыты. Комедия дель Арте, перенесенная на юг, должна была получить в глазах местных зрителей тот характер, который был ей присущ в начале ее деятельности на севере. И так как там были представители крестьянства, сатирически стилизованные, — Бригелла и Арлекин, то было естественно, что такую же сатирическую стилизацию получили и представители южного крестьянства. Объяснении маски Пульчинеллы, которое мы находим в сочинениях знаменитого публициста XVIII века, аббата Галиани, кое-что нам кажется правдоподобным. У него есть об этом обстоятельный рассказ. Однажды группа актеров Комедии дель арте шла в Неаполь, возвращаясь с очередной гастроли. Идти им пришлось мимо крестьян, занятых сбором винограда, и так как плоды этой жатвы веселят сердца, крестьяне, и мужчины и женщины, были настроены игриво и стали задевать комедиантов. Те, разумеется, не остались в долгу, ибо словесная перепалка была, можно сказать, их профессиональным приемом. Пошли в ход богатые актерские запасы остроумных словечек, обидных эпитетов и просто ругательств. Крестьяне были не в силах сопротивляться и начали смолкать один за другим. Лишь один маленький крестьянский парень не только не сдавался, но и непрерывно переходил в наступление, осыпая актеров градом язвительнейших острот. Актерам был недосуг. Они пошли дальше, но спросили имя своего противника и, пока дошли до Неаполя, решили пригласить его в свою труппу. Парень не отказался и, примкнув к труппе, вскоре выдвинулся на одно из первых мест. Звали его Пуччо д'Аньелло. Когда он стал популярен, это сложное имя упростилось и превратилось в Пульчинелла. Талантливый актер прожил недолго, но после его смерти осталась созданная им маска. В этом рассказе, повторяем, имеются некоторые признаки правдоподобия. Вызывала возражения только лингвистическая деталь. Лингвисты считают невозможным превращение имени Пуччо д'Аньелло в Пульчинеллу. Галиани почерпнул свои данные из одного итальянского справочника 1789 года. Но задолго до него Андреа Перуччи в книге "Об искусстве представления" (1699), которая является одним из главных источников наших сведений об этом театре, рассказал о возникновении маски Пульчинеллы, не разбавляя рассказ анекдотом, но обогащая его сомнительными лингвистическими открытиями. Перуччи говорит: "Маска Пульчинеллы — слово, которое по-гречески означает похитителя цыплят, — воспроизводила образ крестьянина из Ачерры, древнего города неподалеку от Неаполя. Соединяя придурковатую физиономию с соответствующими ей действиями, Пульчинелла стал так популярен и своей маской и своим костюмом из грубой пеньковой материи, что на карнавале теперь всюду полно Пульчинеллами, ибо каждый хочет развлекаться под этой личиной. Но они так безобразничают, что было бы великим благодеянием, если бы их всех отправили на галеры. Они позволяют себе в присутствии дам, кавалеров и воспитанных людей говорить такие пакости и делать такие вещи, что по сравнению с ними показались бы чем-то очень скромным бесстыдства древних ателлан и гнусности античной комедии". Окончательную отделку маске и во внешности и в характере придал выдающийся комедиант Сильвио Фиорилло. По-видимому, некоторую шлифовку маске придал и актер-любитель Андреа Кальчезе, по прозванию Чуччо. В течение первых десятилетий XVII века маска получила большое распространение и быстро перебралась через границы не только Неаполитанского королевства, но и Италии. Она стала одним из любимейших персонажей карнавалов, народных игр и даже беллетристики. Французский Полишинель, английский Панч и многие другие разными путями заимствовали у неаполитанского шута много счастливых выдумок, найденных первыми создателями маски. По сценариям, дающим подлинный материал, мы можем проследить судьбу Пульчинеллы этого исконного крестьянина, попавшего в неаполитанскую городскую среду. Он выступает и как огородник, и как булочник, и как сторож, даже сторож в монастыре. Он может быть торговцем, художником, солдатом, контрабандистом, вором, бандитом. Преобладающей чертой его характера является, конечно, глупость, но не всегда. Он может быть и умен, и ловок, и хитер, как Бригелла. Для людей, которые знакомились с ним впервые, он казался олицетворением неаполитанских народных низов. Но это не совсем так. Образ Пульчинеллы, как первоначально Бригеллы и Арлекина, несет в себе черты сатирической стилизации. Поэтому отрицательные его качества — глупость, лень, обжорство, преступные наклонности — не столько отражают действительные черты представителей неаполитанского плебейства, сколько обусловлены требованиями жанра сатиры. Если сравнить Пульчинеллу с северными дзанни, обнаружится очень типичное различие. Север культурнее, чем Юг, поэтому среди трудящихся классов Севера успел вырасти более культурный слой. На юге Пульчинелла не имеет рядом с собой более развитого партнера, ибо Ковьелло, с которым он во многих сценариях стоит рядом, не отличается от него ни умом, ни практической сметкой. Северные дзанни почти всегда неженаты. Бригелла убежденный холостяк. У Арлекина жена появляется лишь в поздних сценариях и то не часто. Напротив, Пульчинелла женат нередко, даже в ранних сценариях, и комедианты в этих случаях играют его ревнивцем, ворчуном, тираном и, в конце концов, всегда обманутым. Он может жаловаться, кричать и драться, но это ему не помогает. Быть обманутыми мужьями — это, так сказать, специальность северных стариков: Панталоне и Доктора. Так как настоящих стариков в южных сценариях нет, то Пульчинелле пришлось для сюжетного обогащения южных сценариев взять на себя по совместительству и эту страдательную функцию. Вообще жизнь его несчастная, и это иногда усугубляется еще тем, что около него трутся маленькие Пульчинеллята, которые плачут и просят хлеба. С точки зрения общей истории Комедии дель Арте Пульчинелла наряду с Арлекином — самая популярная из масок. Смешной паяц с петушиным носом издавна является любимцем детей: и тогда, когда он попадает им в руки в виде деревянной игрушки, и тогда, когда они с волнением следят за его судьбой по книжкам. Многоликость Пульчинеллы повела за собой большую запутанность сценариев, в которых он участвует. Изобилие таких плохо построенных сценарных сюжетов с множеством параллельных интриг сыграло в истории Комедии дель Арте отрицательную роль. Актеры привыкли не стесняться, выдумывая, нужно— не нужно, всякие лацци, путая развертывание сюжета, и этим самым содействовали упадку интереса к своему театру.