Панталоне

Панталоне (Pantalone — возм., от итал. pianta leone — «водружатель льва») — ироничное прозвание венецианских тор­говцев и кондотьеров, водружавших на подчиненных землях знамя с эмблемой — изображением льва Святого Марка Евангели­ста, герба Венеции. Образ венецианских купцов пришел в Комедию дель Арте, сначала под именем Маньифико (итал. Magnifico, великолепный), потом как мессир Бенедетто, а потом и как Панталоне. Существует версия, по которой имя Панталоне происходит от имени одного из покровителей Венеции, Святого Пантелеимона ( итал.San Pantaleone).  В XVII—XVIII вв. — традиционная и одна из самых известных масок итальянского  театра Комедия дель Арте. Представляет венецианца с диалектом, мало понятным жителям других областей Италии. Панталоне — престарелый богатый купец,  скупец, притворяющийся больным и хилым. Он постоянно хромает, охает, кашляет, чихает, сморкается, болеет животом. Его походка — это походка старика, он ходит с немного кривой спиной. Он разговаривает резким, пронзительным, «стариковским» голосом. Панталоне, как правило, является центром интриги, и, как правило, всегда остаётся жертвой кого-либо, чаще всего Арлекина, его слуги. Он хотя и считает себя хитрее всех, но его всегда одурачивают. Панталоне — женолюб, в пьесах он «волочится за юбками», но все время оказывается в нелепых ситу­ациях. В итальянских народных кар­тинках его изображают в темно-красной куртке и панталонах (широкие штаны, обязанные своим названием имени этого персонажа), в желтых турецких туфлях с острыми загнутыми носами, красной шапочке вроде фески и в черном плаще. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. На поясе у него висел кинжал или кошель. Темно-коричневая или красная маска Панталоне закрывала половину лица и имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Острая борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность. Этот образ воплощал набирающий силу класс венецианской буржуазии. Предшественником маски Панталоне считают древнеримского ателлана (ак­тера из г. Ателлы) по прозванию Паппус (лат., из греч. pappus — «дед, старик»), который изображал скрягу-ловеласа — непременного персонажа всех античных комедий. Представляет северный (или, венецианский) квартет масок, наряду с Арлекином, Бригеллой и Доктором.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67