Пульчинелла (итал. Pulcinella - «Цыпленочек», от pulcino — «цыпленок»,фр. Polichinelle) — традиционная маска итальянского народного театра
Комедия дель Арте (Коммедиа дель Арте). Появилась в Южной Италии, в Неаполе, в конце XVI веке в качестве второго дзани (слуги). Типичный представитель неаполитанского пролетариата со всеми его характерными чертами. Пульчинелла может играть роль слуги, сторожа, торговца, художника, солдата и контрабандиста, вора или разбойника, он мог быть в пьесе
тупицей, или
хитрецом,
трусом, или задирой. Разговаривает высоким пронзительным голосом. Он рассыпает остроты, часто весьма непристойные. Пульчинелла глуп, смешон, но ловок, изворотлив и может быть умен, как
Бригелла (однако важно, чтобы созданный на сцене образ был единообразен и выявлял что-то одно - либо хитрость, либо глупость Пульчинеллы). Отрицательные его качества — лень, обжорство, преступные наклонности. Он рассыпает остроты, часто весьма непристойные. На рисунках и гравюрах Пульчинеллу изображают в смешном белом балахоне с длинными рукавами и перетянутым на талии кожаным ремешком, с воротником типа жабо, просторных бесформенных штанах, в шутовском колпаке или широкополой шляпе.
Имя этого персонажа переводится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой - большой клювообразный нос. Часто его изображали в виде горбуна. Сгорбленность Пульчинеллы символизирует его страх перед побоями (а в комедии били его все, кто стоял выше на социальной лестнице, то есть очень многие). Наряду с
Арлекином Пульчинелла является самой популярной из масок. Представляет южный (или, неаполитанский) квартет масок, наряду с
Тартальей,
Скаракучьей и
Ковьелло. Пульчинелла почти всегда женат и обманут женой, что придает также ему черты отсутствующих в южном квартете масок стариков
Панталоне и
Доктора. Во Франции эту маску называли Полишинель (Polichinelle), в Англии — Панч (Punch), в России – Петрушка, в Голландии
- Ян Клаасен, в Дании - господин Йоккель, в Испании - Дон Кристобаль.