КАПИТАН (итал. Capitano, отср.-лат. capitaneus — «главный») — традиционная
и одна из древнейших масок итальянского народного театра
Комедия дель Арте (Коммедиа дель Арте), тип военного авантюриста. Возникла как сатира на испанцев, оккупировавших в XVI—XVII веках часть итальянского королевства. Появилась в
Венеции (в городе, где не было испанцев). Капитан имел прозвания Matamori («убийца мавров») и Spavento («ужас, страх»), Rinoceronte («носорог»), Fracasso (Грохот),
Spezzaferro (Разбиватель меча), Сангре-и-Фуего (Кровь и огонь). Этот смешной персонаж рассказывал по ходу театрального действия всякие небылицы, был одет в испанский костюм (как правило, камзол был сшит из ткани в контрастную диагональную полоску), носил шляпу с плюмажем (шляпу украшали перья крикливых расцветок), пышное жабо и шпагу огромных размеров, у него были высокие сапоги (часто – от разных пар) с большими подвязками,
однако его костюм почти всегда отличался нелепой вычурностью и яркостью.
Это был тип наглого и беспринципного вояки – бахвала и искателя приключений. Капитан в комедии никогда не является коренным жителем города, где происходит действие, а всегда приходит откуда-то издалека. В зависимости от политической ситуации, он мог походить на испанца или турка, хотя изначально этот образ - итальянский. Соответственно, менялся и его характер – в разные периоды Капитан мог представлять собой пародию различные национальные черты. Основные
особенности Капитана - это безудержное вранье о своих мнимых подвигах, агрессивность, стремление к обогащению, отсутствие совести и желание казаться щеголем и красавцем, жадность, жестокость, чопорность, скрывающее трусость. Маска Капитана могла быть телесного или темного цвета, с длинным воинственным носом и грозно торчащими жесткими усами. Ее целью было обозначить контраст между истинной (трусливой и лживой) натурой персонажа и тем, за кого он себя выдает. Капитан обожает женское общество, где хвастается придуманными им подвигами. В сюжетах комедий
Коломбина, используя Капитана, заставляет ревновать
Арлекина. В конце XVII века, времени окончания испанского владычества в Италии, его популярность стала падать, вместо этой маски появились другие —
Скарамуччья,
Тарталья.