В период французского Регентства (1715—1720) веселые и печальные образы-маски актеров комедии вдохновили выдающегося художника Антуана Ватто (1684—1721) на создание удивительно нежных, проникновенных произведений (незадолго до этого, в 1697 г., одна из итальянских трупп была изгнана из
Парижа королем
Людовиком XIV за спектакль «Притворная добродетель» — пародию на мадам де Ментенон, тайную супругу короля). Ватто написал картины «Актеры итальянской комедии», «Актеры французской комедии», «Любовь на итальянской сцене», «Любовь на французской сцене», «Итальянские комедианты», «Арлекин и Коломбина», «Мецетен» (фамилия французского актера, исполнявшего роль
Арлекина). Картина «Жиль» (псевдоним французского актера Креспена, исполнявшего «маску»
Пьеро; около 1718) — шедевр художника — находилась в коллекции Д. Виван-Денона, в 1869 году была завещана
Лувру. Вариант картины, «Жиль и его семья» (портрет Пьера Сируа, друга художника), находится в собрании Уоллеса в
Лондоне. Предполагают также, что под именем Жиля на этой картине запечатлен выступавший инкогнито итальянский актер. Жиль показан крупно, в самом центре холста, поэтому возникла версия, что картина предназначалась для вывески, афиши спектакля, а изображенный персонаж — итальянский актер Беллони. Картина Ватто «Актеры французской комедии» ранее называлась «Четыре фигуры в маскарадных костюмах и негритенок». Представленный на картине старик справа, возможно, знаменитый актер Ла Торильер, ученик Мольера (этот образ повторяется на многих картинах Ватто). Дама слева — Кристина Демар, первая красавица, возлюбленная регента Филиппа Орлеанского. Лица персонажей конкретны, но они сохраняют традицию «масок» своих ролей, и в этом заключается одна из особенных тонкостей искусства Ватто.