Людовик XV

Людовик XV Бурбон (Louis Le Bien-Aime, Людовик Возлюбленный) (15 февраля 1710, Версаль - 10 мая 1774, там же), король Франции с 1 сентября 1715 года. Правнук Людовика XIV, младший из оставшихся в живых детей Людовика Бургундского и Марии-Аделаиды Савойской. Людовик был всего лишь четвертым в очереди претендентов на трон, однако когда в 1711-1712 гг. один за другим умерли его дед, отец и старший брат, двухлетний ребенок был провозглашен наследником своего 73-летнего прадеда Людовика XIV. В год кончины «Короля Солнце» Людовика XIV (1715) Людовику было всего пять лет, несмотря на это его провозгласили королем (коро­нация состоялась в Версале 9 сентября 1715 г.). Регентом был объявлен его двоюродный дед Филипп Орлеанский. После чопорных нравов последних лет царствования Людовика XIV наступили времена свободной морали. Счастливый век пышных празд­неств, грандиозных архитектурных про­ектов и безумств двора был позади. Однако Франция и далее оставалась страной классического искусства, а Париж не по­терял статуса художественной столицы Европы. Центр художественной жизни перемес­тился из Версаля в Париж, из парадных залов королевских резиденций в гости­ные и небольшие салоны частных домов — отелей. Герцог Орлеанский сделал своей главной резиденцией дво­рец Пале-Рояль, расположенный в цент­ре   Парижа,   напротив   Лувра.   Герцог отличался храбростью на войне, но в Па­риже имел дурную репутацию из-за ноч­ных кутежей и «подозрительных связей». Однако он был выдающимся меценатом, занимался музыкой, живописью, наука­ми, был неплохим рисовальщиком и гра­вером. Нравы, формировавшиеся при дворе Филиппа Орлеанского, — соеди­нение серьезного и шутливого, показной строгости и фривольности, аллюзий античности и откровенной эротики — со­здавали атмосферу, которую позднее назвали стилем французского Регент­ства. Именно в это время достигает апогея увлечение восточным, китайским и японским, ис­кусством. Образованием юного короля занимался аббат Флери. Людовик был прилежным учеником, особенно любил математику и географию. По настоянию аббата он присутствовал на важных совещаниях, где учитель объяснял ему тонкости дипломатии. В 1723 году Людовик стал совершеннолетним, но власть продолжала оставаться в руках Филиппа Орлеанского, а по смерти последнего перешла к герцогу Бурбону. Людовик XV был умен и образован, однако робок и неуверен в себе и легко подпадал под чужое влияние. Государственные дела тяготили Людовика, и при первой же возможности он старался переложить их на министров. В 1726 году король объявил, что берет бразды правления в свои руки, но на самом деле власть перешла к кардиналу Флери, которого он назначил главным  министром. Сам же Людовик предпочитал заниматься охотой, пировать и играть в карты. При этом он не чурался кропотливой ручной работы: вышивал по канве и вытачивал из дерева табакерки. Ввиду слабого здоровья Людовика и опасения, чтобы в случае бездетной его смерти, его дядя испанский король Филипп V не изъявил притязания на французский престол, герцог Бурбон поспешил женить короля на Марии Лещинской, дочери экс-короля Польши Станислава.
С 1726 по 1743 год опытный политик Флери сумел укрепить финансовое положение страны, содействовал развитию промышленности и торговли. После смерти Флери (1743) Людовик сам стал управлять государством и для страны наступили тяжелые дни. Король часто проявлял безразличие к делам, уделяя основное время пирам, охоте и любовным развлечениям. Его фаворитки могли оказывать большое влияние на государственные дела. Среди них наиболее влиятельной была маркиза Помпадур (1721-1764). Король щедро награждал своих возлюбленных за счет бюджета страны, налоги росли. Война за Польское наследство (1733-1735), война за Австриийское наследство (1740-1746), Семилетняя война (1756-1763) истощали казну. Итог последней войны был особенно печальным. Англичане разбили французские войска в Северной Америке и в Индии. В результате этих поражений французы фактически были изгнаны из Индии и потеряли Канаду. Некоторый подъем Франции был связан с деятельностью герцога Шуазеля, с 1758 года он получил большую по власть по протекции маркизы Помпадур, которая покровительствовала энциклопедистам. Король к началу 1750-х сильно деградировал как морально, так и физически. За годы своего правления Шуазель пользовался относительной самостоятельностью, хотя король не доверял своему министру, прибегая к методам "секретной дипломатии". Все же Шуазелю удалось изгнать из страны иезуитов, провести реформу в армии, улучшить экономическое положение страны. Он сумел присоединить к Франции Корсику (1768) и добиться мира. Но поднять авторитет короля Шуазель не смог. Парижский и другие парламенты Франции, которые при Людовике XIV были полностью покорны, стали выступать против политики короля. Людовик не обращал внимания на народное недовольство: запершись в своём parc aux cerfs (Оленьем парке), он занимался исключительно своими метрессами и охотой, а когда ему указывали на опасность, угрожавшую престолу, и на бедствия народа, он отвечал: «Монархия продержится ещё, пока мы живы» («после нас хоть потоп», «après nous le deluge», хотя эту фразу иногда приписывают Регенту Франции Филиппу Орлеанскому). После смерти Помпадур ее место заняла графиня Мария-Жанна Дюбарри, не обладавшая даже тем пониманием государственных интересов, которое было у Помпадур. В 1770 году с помощью Дюбари Шуазель был отстранен и Людовик назначил Рене де Мопу, который исполнял прихоти "дикой" фаворитки. При Людовике XV резко упала роль королевского двора. В предшествующее царствование двор играл большую роль в культурной жизни страны. В век монарха Людовика XV просвещенные французы иронически воспринимали придворную жизнь. Для читателей Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция и других двор все более казался анахронизмом. Наступал канун Французской революции. 10 мая 1774 Людовик скончался в Версале. Париж ликовал, надеясь, что при новом короле Людовике XVI наступят хорошие времена. 
С годами правления короля Людовика XV связан историко-региональный стиль французского искусства – стиль Людовика XV (франц. Le sty­le de Louis Quinze). Обычно отождествляется со стилем Рококо, но точнее — является переходным от стиля французского Регентства (1715—1720) к Рококо, или придворному «стилю рокайля». Стиль Рококо в этом случае трактуется более широко в географиче­ском и хронологическом отношениях.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67