Жан Берен Старший (Jean Bérain
, 1640-1711) – выдающийся французский художник-орнаменталист, гравер, дизайнер, родом из Лотарингии. С 1674 года Жан Берен — придворный рисовальщик французского короля Людовика XIV. Оформлял дворцовые празднества, маскарады и фейерверки, делал театральные декорации и костюмы к постановкам опер Ж.-Б. Люлли, комедий Мольера, рисунки
мебели и эскизы оформления интерьеров, карет, портшезов и декора кораблей. Причудливые композиции Берена гравировали и издавали отдельными листами и альбомами. В них заметно влияние барочной архитектуры, орнаментики французского Ренессанса и фламандского барокко. В фантастические архитектурные декорации вплетены изображения версальских фонтанов, аллегорических фигур, колесниц Гелиоса и масок
Аполлона — эмблемы Короля Солнце, химеры, обезьяны, музыкальные инструменты и цветочные
гирлянды. Но в целом, несмотря на «цитаты», этот стиль необычен, уникален. Его характеризуют особенная легкость, утонченность и «музыкальность» пластических связей, гибкость в сплетении разнородных мотивов. Берена называли «оракулом вкуса своей эпохи». В
Лувре его мастерская находилась недалеко от мастерской Буля, для которого он сделал много подготовительных рисунков. Подобно
Андре Шарлю Булю, он вдохновлялся ренессансными и античными мотивами. Зачастую различить работы Буля и Берена довольно сложно, но в рисунках Жана Берена больше фантазии, чем у Буля. Благодаря деятельности Ж. Берена, во Франции, а потом и в других европейских странах, получил распространение орнамент «берен» или «беренады» («berain», «berainades»). Оригинальность «беренад» состоит в стиле, занимающем переходное положение между «Большим стилем» второй половины XVII века, эпохи Короля Солнце
Людовика XIV, и наступающим веком
Рококо начала XVIII столетия. Его композиции повторялись и варьировались другими художниками, в том числе и за пределами Франции. Они оказывали влияние на развитие искусства всей Европы и стали одним из источников французского стиля Регентства, а затем и Рококо. Во Франции орнаментом «берен» декорировали фаянсовые изделия Руана и Мустье, мебельную обивку и гобелены. Ж. Берен не был в Италии, но в его творчестве присутствуют итальянские мотивы: ренессансные гротески,
маскароны, персонажи итальянского театра
Коммедиа дель Арте.
В 1711 году в Париже было издано полное собрание композиций Ж. Берена.