Жан Берен

Жан Берен Старший (Jean Bérain, 1640-1711) – выдающийся французский художник-орнаменталист, гравер, дизайнер, родом из Лотарингии. С 1674 года Жан Берен — придворный рисовальщик французского короля Людо­вика XIV. Оформлял дворцовые праздне­ства, маскарады и фейерверки, делал теат­ральные декорации и костюмы к постанов­кам опер Ж.-Б. Люлли, комедий Мольера, рисунки мебели и эскизы оформления ин­терьеров, карет, портшезов и декора кораб­лей. Причудливые композиции Берена гра­вировали и издавали отдельными листами и альбомами. В них заметно влияние бароч­ной архитектуры, орнаментики француз­ского Ренессанса и фламандского барокко. В фантастические архитектурные декорации вплетены изображения версальских фонтанов, аллегорических фигур, колесниц Гелиоса и масок Аполлона — эмблемы Коро­ля Солнце, химеры, обезьяны, музыкальные инструменты и цветочные гирлянды. Но в целом, несмотря на «цитаты», этот стиль необычен, уникален. Его характеризуют особенная легкость, утонченность и «музыкальность» пластических связей, гиб­кость в сплетении разнородных мотивов. Берена называли «оракулом вкуса своей эпохи». В Лувре его мастерская находилась недалеко от мастерской Буля, для которого он сделал много подготовительных рисунков. Подобно Андре Шарлю Булю, он вдохновлялся ренессансными и античными мотивами. Зачастую различить работы Буля и Берена довольно сложно, но в рисунках Жана Берена больше фантазии, чем у Буля. Благодаря деятельности Ж. Берена, во Фран­ции, а потом и в других европейских стра­нах, получил распространение орнамент «берен» или «беренады» («berain», «berainades»). Оригинальность «беренад» состоит в стиле, занимающем переходное положение между «Большим стилем» второй половины XVII века, эпохи Короля Солнце Людовика XIV, и наступающим веком Рококо начала XVIII сто­летия. Его композиции повторялись и ва­рьировались другими художниками, в том числе и за пределами Франции. Они ока­зывали влияние на развитие искусства всей Европы и стали одним из источников французского стиля Регентства, а затем и Рококо. Во Франции орнаментом «берен» декорировали фаянсовые изделия Руана и Мустье, мебельную обивку и го­белены. Ж. Берен не был в Италии, но в его творчестве присутствуют итальянские мотивы: ренессансные гротески, маскароны, персонажи итальянского театра Коммедиа дель Арте.  В 1711 году в Париже было издано полное собрание композиций Ж. Берена.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67