Давид

ДАВИД (др.-евр. D'vd — «Возлюблен­ный») — библейский герой, история которо­го, рассказанная в Ветхом Завете, дала мно­жество сюжетов мирового изобразитель­ного искусства. Давид (настоящее имя, ве­роятно, Элханан) родился в 1034 году до н. э. в Вифлееме, был младшим сыном Иессея из колена Иуды, потомком Вооза и Руфи. В 19 лет он пас стада овец, но был призван к израильскому царю Саулу, чтобы успока­ивать царя игрой на арфе. В раннехристиан­ском и византийском искусстве встречаются изображения Давида, играющего на арфе, в образе античного певца Орфея. Чтобы доказать свою силу и храбрость перед царем Саулом, Давид вступал в поединки с дики­ми зверями: львом, медведем. Этот сюжет в византийском и сасанидском искусстве VII—X вв. сближался с эпизодом эпоса о Дигенисе Акрите, воине, защитнике Византии от язычников, и позднее, в средневековом искусстве, трактовался в качестве аллегории победы Христа над Сатаной. Одним из самых известных является рас­сказ о поединке Давида с великаном Голиа­фом во время войны израильтян с филистимлянами (1 Цар. 17:1—58). Никто не от­важивался сразиться с великаном. И только юноша Давид вышел без оружия, с одной пращой, которую как пастух всегда носил с собой. Метким броском он поразил великана в лоб камнем из пращи, и Голиаф упал на землю. Тогда Давид, наступив на него ногой, отсек ему его же мечом голову. Этот подвиг увековечил Микеланжело в своей знаменитой статуе «Давид». Живописцы эпохи Барокко и академизма XVII—XIX веков  чаще изображали Давида с головой Голиафа — их привлекал контраст хрупкой фи­гуры мальчика и огромной головы велика­на. Из зависти Саул стал преследовать Давида, и он вынужден был отправиться в изгнание. После кончины Саула тридцатилет­ний Давид «воцарился над всеми коленами Израилевыми» (2 Цар. 5:1—5). Давид отвое­вал Иерусалим и сделал его своей столицей, после чего Иерусалим получил прозвание «город Давидов». Ковчег Завета с торжест­вами был перенесен в новую скинию. От ра­дости Давид плясал перед ковчегом (2 Пар. 6: 12—21), отсюда сюжет: «Царь Давид, пля­шущий перед ковчегом». Храм в Иерусали­ме суждено было возвести сыну царя Дави­да — Соломону. В наказание за прелюбодеяние в семье Давида разразились бедствия. Свои проступки Давид искупал сочинением псал­мов. Ему приписывается авторство библей­ской книги Псалтири. «Давид-псалмопе­вец», изображаемый на троне с арфой в ру­ках и в царской короне, — распространен­ный мотив средневекового искусства. Имя Давида обрело в Ветхом Завете особое зна­чение. Иисус Христос в Новом Завете свя­зывается с родом Давида через «Иосифа, сына Давидова» (Мф. 1:20). Давида стали почитать в качестве прообраза Христа и здания Церкви, отсюда выражение «башня Давидова». На горе Сион долгое время сохра­нялась гробница Давида (царь скончался в 965 году до н. э.); при римском императоре Траяне (98-117) ее видели в развалинах.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67