ДАВИД (др.-евр. D'vd — «Возлюбленный») — библейский герой, история которого, рассказанная в Ветхом Завете, дала множество сюжетов мирового изобразительного искусства. Давид (настоящее имя, вероятно, Элханан) родился в 1034 году до н. э. в Вифлееме, был младшим сыном Иессея из колена Иуды, потомком Вооза и Руфи. В 19 лет он пас стада овец, но был призван к израильскому царю Саулу, чтобы успокаивать царя игрой на арфе. В раннехристианском и византийском искусстве встречаются изображения Давида, играющего на арфе, в образе античного певца Орфея. Чтобы доказать свою силу и храбрость перед царем Саулом, Давид вступал в поединки с дикими зверями: львом, медведем. Этот сюжет в византийском и сасанидском искусстве VII—X вв. сближался с эпизодом эпоса о Дигенисе Акрите, воине, защитнике Византии от язычников, и позднее, в средневековом искусстве, трактовался в качестве аллегории победы Христа над Сатаной. Одним из самых известных является рассказ о поединке Давида с великаном Голиафом во время войны израильтян с филистимлянами (1 Цар. 17:1—58). Никто не отваживался сразиться с великаном. И только юноша Давид вышел без оружия, с одной пращой, которую как пастух всегда носил с собой. Метким броском он поразил великана в лоб камнем из пращи, и Голиаф упал на землю. Тогда Давид, наступив на него ногой, отсек ему его же мечом голову. Этот подвиг увековечил
Микеланжело в своей знаменитой статуе «Давид». Живописцы эпохи Барокко и академизма XVII—XIX веков
чаще изображали Давида с головой Голиафа — их привлекал контраст хрупкой фигуры мальчика и огромной головы великана. Из зависти Саул стал преследовать Давида, и он вынужден был отправиться в изгнание. После кончины Саула тридцатилетний Давид «воцарился над всеми коленами Израилевыми» (2 Цар. 5:1—5). Давид отвоевал Иерусалим и сделал его своей столицей, после чего Иерусалим получил прозвание «город Давидов». Ковчег Завета с торжествами был перенесен в новую скинию. От радости Давид плясал перед ковчегом (2 Пар. 6: 12—21), отсюда сюжет: «Царь Давид, пляшущий перед ковчегом». Храм в Иерусалиме суждено было возвести сыну царя Давида — Соломону. В наказание за прелюбодеяние в семье Давида разразились бедствия. Свои проступки Давид искупал сочинением псалмов. Ему приписывается авторство библейской книги Псалтири. «Давид-псалмопевец», изображаемый на троне с арфой в руках и в царской короне, — распространенный мотив средневекового искусства. Имя Давида обрело в Ветхом Завете особое значение. Иисус Христос в Новом Завете связывается с родом Давида через «Иосифа, сына Давидова» (Мф. 1:20). Давида стали почитать в качестве прообраза Христа и здания Церкви, отсюда выражение «башня Давидова». На горе Сион долгое время сохранялась гробница Давида (царь скончался в 965 году до н. э.); при римском императоре Траяне (98-117) ее видели в развалинах.