«
Авраам приносит в жертву сына своего Исаака» — сюжет классической живописи. Основан на библейском повествовании о том, как Бог, желая испытать послушание и силу веры патриарха, прародителя еврейского народа Авраама (евр. Abraam — «Отец множества»), потребовал взять сына Исаака и принести его в жертву «во всесожжение на горе Мориа». Авраам покорно отвел сына, сложил костер и взял нож, чтобы зарезать его, но в последний момент «Ангел воззвал к нему с неба и остановил его» (Быт. 22: 1 — 14). История Авраама трактовалась символически как предвосхищение страдания и Воскресения Христа. Исаак сравнивался с Агнцем Божиим. Этическое обоснование этой истории дал выдающийся датский философ С. Кьеркегор. Он писал о том, как «Бог испытывал Авраама, как тот выдержал испытание, не усомнился, сохранил свою веру и во второй раз обрел сына... обрел все». Динамизм сцены жертвоприношения Авраама сделал этот сюжет особенно популярным в искусстве стиля Барокко. Известна композиция
Рембрандта на эту тему, существующая в двух вариантах: один — в петербургском Эрмитаже (1635), другой — в Мюнхене, в Старой Пинакотеке (1636).