Парнас

«ПАРНАС» — фреска, со­зданная Рафаэлем Санти (1483—1520) в Ватикане, в «Зале подписей» («Станцы Рафаэля») в 1508 году. Программа росписей этого зала Ватикан­ского дворца была предложена Папой Римским Юлием II (1503—1513), она включала четыре композиции: «Фило­софия» («Афинская школа»), «Пра­восудие», «Теология» ( Диспута) и «Поэзия». Композицию «Поэзия» (на­звание «Парнас» появилось позднее) Ра­фаэль разместил на восточной стене зала между «Диспутой» и «Афинской школой». Аллегория поэзии истолкована художником в духе гуманистического учения своего времени, согласно идеям Ф. Петрарки, Дж. Боккаччьо и К. Салутати. На плафоне, над композицией «Парнаса», помещен медальон с изображением кры­латой аллегорической фигуры в лавровом венке (музы поэзии или сивиллы!). Анге­лочки (крылатые путти) по сторонам фигуры держат таблички с латинским изречением: «Numine Afflatur» («Свы­ше вдохновляется») — девиз искусства поэзии из «Энеиды» Вергилия (VI, 50). В центре композиции, под сенью лав­ровых деревьев Рафаэль поместил бога Аполлона, играющего на лире да браччьо. Вокруг него — девять муз, а рядом — знаменитые поэты: слепой Гомер, Верги­лий, Данте, Петрарка, Алкей, Коринна, Сапфо, Боккаччьо, Тибул, Ариосто, Проперций, Стаций, Овидий, Гораций. Смешение греческих, латинских и итальянских поэтов согласуется с ренессансным пониманием поэзии как осо­бой, вдохновленной свыше теологии (на это указывает девиз). Поэтому и образы античных поэтов, муз и самого Аполлона истолковывались итальянскими гума­нистами в качестве пророков. Муз приравнивали к «девяти ангельским хорам» небесной иерархии, Апол­лона, бога солнечного света, — к Творцу, Создателю. Трактовка поэзии в качестве «божественного искусства» и «второй теологии» позволила Рафаэлю достичь внутреннего единства компо­зиций «Афинской школы», «Диспуты» и «Парнаса». Пытаясь разрешить сложную композиционную задачу (более убедительное решение Рафаэль нашел в «Афинской школе»), художник изобразил обрамляющую арку в перспективном сокращении, тем самым как бы отодвигая фигуры в глубину. Поэтому и две фигуры переднего пла­на — одна из них Сапфо — слегка пере­крывают обрамление окна в нижней ча­сти фрески. Вероятно, Рафаэль надеялся тем самым усилить пространственность картины.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67