Освобождение Святого апостола Петра

«ОСВОБОЖДЕНИЕ СВЯТОГО АПОСТО­ЛА ПЕТРА ИЗ ТЕМНИЦЫ» (итал. «La Liberazione di San Pietro») — фреска, созданная Рафаэлем Санти в зале Илиодора во дворце в Ватикане (1513—1514 гг., Станцы Рафаэля). Согласно книге «Деяния Апосто­лов», царь Иудеи Ирод Агриппа I (37—41), преследуя христиан, желая угодить иудеям, приказал заключить в темницу в Иерусалиме Св. Апостола Петра, намереваясь затем су­дить и казнить его. Ночью «Петр спал между двумя воинами, скованный двумя цепями, и стражи у дверей стерегли темницу. И вот, Ангел Господень предстал, и свет осиял тем­ницу; Ангел, толкнув Петра в бок, пробудил его и сказал: встань скорее. И цепи упали с рук его» (Деян. 12:6—7). Эпизод чудесного освобождения Петра считался символом гряду­щего освобождения Церкви от гонений. Ранее на этот сю­жет написал фреску Филиппино Липпи в капелле Бранкаччи церкви Сайта Мария дель Кармине во Флоренции (1481). Ф. Липли со­здал идеализированное произведение, осо­бенно трогателен почти детской нежностью лик Ангела, выводящего Св. Петра мимо ус­нувшего стражника. Рафа­эль, напротив, во всеоружии мастерского рисунка и композиции создал истинно класси­ческое и почти академичное произведение. Композиция, вписанная в люнет стены, условно разделена на три части, и это действительно согласуется с традиция­ми треченто (искусства итальянского проторенессанса, XIV в.). Рафаэль буквально следует библейскому тексту. В центральной части фрески показан спя­щий «между двумя воинами, скованный двумя цепями» Св. Петр, справа — Ангел, выводящий Св. Петра за руку из темницы, причем Апостол изображен как бы в полу­сне. В тексте сказано: «Вышел и следовал за ним... думая, что видит видение» (Деян. 12:9). В левой части композиции действие происходит ранним утром, когда проснув­шиеся стражники подняли тревогу. Особен­но хороша преисполненная спокойствия и величия фигура Ангела в сиянии, хотя трак­товка фигуры вызывает противоречивые чувства — она слишком весома, материаль­на. В мощном движении с анти­чным контрапостом (постановкой фигуры с опорой на одну ногу) заметно влияние мане­ры Микеланжело. Контрасты света и тени, движений фигур заставляют вспомнить произведения художников венецианской Террафермы, болонской школы и пармские росписи Корреджьо (выполненные позднее, в 1520— 1524 гг.). Не случайно фреску «Освобож­дение Св. Петра» часто копировали художники-академисты. Рафаэль выступил в этом произведении в качестве гениального компи­лятора. Одна из цепей, которой, по преда­нию, был прикован Св. Петр в темнице, хра­нится в Риме в церкви Сан Пьетро ин Вин­кели («Св. Петра в веригах»), вторая — в Иерусалиме. Более экспрессивную, динамич­ную композицию на сюжет «Освобождения Св. Петра» создал в церкви Сан Пьетро ин Винколи Доменикино (ок. 1620).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67