Афинская школа

«АФИНСКАЯ ШКОЛА» (итал. La Scuola d'Atene) — название композиции, выпол­ненной Рафаэлем, выдающимся художни­ком Итальянского Возрождения, в технике фрески в 1509—1510 гг. в Риме (Ватикан), в Ватиканс­ком дворце, в комнате «Станца дела Сеньятура» («Зале указов»). Программа из четы­рех композиций, одной из которых стала «Афинская школа», была задана Папой Римским Юлием II. В композиции фрески на фоне величественной классицистической архи­тектуры (по сообщению Дж. Вазари, ее на­рисовал друг и покровитель Рафаэля, архи­тектор Д. Браманте), в проеме арки изображены фигуры «отцов философии»: Платона и Аристотеля, в образе первого уже в эпоху Возрождения увидели черты художника Леонардо да Винчи. Произведение Рафаэля представляет собой образец его зрелого «идеального стиля»: полукружие арки, ста­туи Аполлона и Минервы (Афины) по сторо­нам, в нишах. Подчеркнуто монументальные фигуры, явно исполненные под впечатле­нием «Сикстинского плафона» Микеланжело (Сикстинская капелла), условно сгруппированы и уравновешены в некоем идеальном пространстве (построенном в нарушение всех правил прямой линейной перспективы и масш­табности). М. Дворжак писал об этом произведении, что в нем «проявляется новое чувство монументальности, идеальность... Высокий стиль Рафаэля основывается на предпосылках, далеких от новизны, — и все же он воздействует как нечто новое». Эта «завершающая и, одновременно, переход­ная ступень развития стиля» и была по­зднее названа «Высоким Возрождением». Другой выдающийся исследователь искус­ства, X. Вёльфлин, писал в связи с этим ше­девром, что Рафаэль имел талант «гармо­нично вести линии и уравновешивать мас­сы... заполнять пространство и соединять группы», и это качество позднее станет основой академической традиции картины на историческую тему. Фреска «Афинская школа» производит ошеломляющее впе­чатление на каждого, кто ее хоть раз ви­дел. В небольшом помещении (8 х 10 м; ширина фрески по основанию 7,7 м) раз­ворачиваются истинно монументальные, величественные картины идеального мира. Игра масштабов, пластика и мощь фигур создают впечатление, очень точно выраженное русским художником Александром Ивановым, изучавшим картон «Афинской школы» в миланской библиотеке Амброзиана: «Образам Рафаэля, его стилю свой­ственны и грациозность и грандиозно­сть». Под сводами воображаемого храма с полной непринужденностью расположи­лись знаменитые философы древности, каждым своим движением выражая свободу, независимость и силу. Огромная арка, подобная небесной, осеняет их и как бы примиряет разные взгляды, мнения и спо­ры, может быть даже вражду. Это образ гар­монии, возможной не в материальной, а в духовной жизни... Может быть, в этом и со­стоял замысел художника, отличный от заданной ему программы? Показательны и позднейшие разночтения в определении названия произведения. Дж. Вазари считал ватиканскую фреску «изображением теологов, согласующих богословие с филосо­фией и алхимией». Определение «Афинс­кая школа» предложил П. Беллори. Есть версия, что заказ на изображение «согласия между античностью и христианством» Ра­фаэль воплотил с помощью фигур, олицетворяющих гармонию (статуи Аполлона и Минервы) и «Семь свободных искусств», придав последним черты своих современ­ников. Но изображенные на ступенях хра­ма фигуры — условны, и даже по их атрибу­там не всегда можно сказать, кого именно они представляют. Недаром в разные годы их называли по-разному. Принято считать, что прямо на ступенях, не обращая ни на кого внимания, разлегся Диоген. Слева, в углу фрески, — Пифагор с учениками, спра­ва — Эвклид, за которым видны фигуры, считающиеся изображениями Зороастра (с глобусом) и Птолемея (с небесной сферой). Рядом с ними Рафаэль изобразил себя и своего друга, живописца Содому. В образе Эвклида заметны портретные черты архи­тектора Браманте. На первом плане, чугь левее центра композиции, — мрачный и не­людимый, погруженный в свои мысли Ге­раклит. Его фигура появилась последней (как показывают швы штукатурки, она была вписана в 1511 году, после окончания фрески), и в ней все увидели Микеланжело — дань уважения и признательности, отданная Ра­фаэлем своему великому сопернику, завершавшему в тот год гениальный «Сикстинс­кий плафон».

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67