Станцы Рафаэля

"СТАНЦЫ РАФАЭЛЯ" в Ватикане — выдающееся произведение искусства римского классицизма периода Высокого Возрождения в Италии. Росписи трех комнат (итал. stanza) жи­лых апартаментов второго этажа Нового крыла Ватиканского дворца. Папа Рим­ский Юлий II (1503-1513) поручил Ра­фаэлю Санти (1483-1520) расписать комнаты фресками. Программа росписей являлась частью грандиозного плана Па­пы Юлия II по перестройке Ватикана и превращению папской резиденции и со­бора Святого Петра в крупнейший художест­венный ансамбль, соответствующий ис­тинной роли католической церкви в мире. Строительством собора и дворца руково­дил архитектор Д. Браманте. Ранее комнаты, называе­мые «станцами», входили в корпус дворца постройки XIII века. При Папе Николае V (1447-1455) их украсили росписи Пьеро делла Франческа. Папа Юлий II пригла­сил для осуществления новых росписей Б. Перуцци, А. Бацци, по прозванию Содома, П. Перуджино, Брамантино и Л.Логто. Эти художники начали работу, но когда в 1508 году Браманте представил Папе молодого, еще никому не известно­го Рафаэля, то Юлий II пришел в восторг от эскизов урбинца, велел остановить ра­боты, поручив выполнение росписей Ра­фаэлю. Первой была расписана средняя из трех комнат, небольшая по размеру (8 х 10 м), ее окна, дававшие достаточно света, выходят во двор Бельведера. Название центральной комнаты (итал. Camera della Segnatura — «Зал подписей») сообщает в «Жизнеописаниях» Дж. Вазари. Высказывались предположения, что эта комната служила папской библиотекой либо приемной, где подписывались указы. Однако папскую подпись и печать обозначали латинским словом «signatura», а итальянское «segna­tura», упоминаемое Вазари, означает: «от­метка, марка, знак», а в XV-XVI вв. — «папский суд». Поэтому нельзя отвергать версию, согласно которой «Камера», или «Станца делла Сеньятура», служила мес­том верховного папского трибунала. Это­му соответствует и программа росписей, главной темой которых является идея бо­жественного правосудия, гармонии влас­ти земной и небесной. Росписи стен «Станцы делла Сеньятура» Рафаэль осу­ществил в 1508—1511 гг. Тема, заданная Папой Юлием II, предполагала изобра­жение «согласия между античностью и христианством». Рафаэль решил эту тему в четырех композициях: «Теология», «Фи­лософия», «Поэзия» и «Правосудие». Первой была создана роспись северной стены на тему «Теология». На южной стене художник расположил композицию «Философия», более известную под позднейшим назва­нием «Афинская школа». На западной стене комнаты, над окном, расположена композиция «Правосудие», состоящая из трех аллегорических фигур: Силы, Мудрости и Умеренности, ниже, по обе стороны от окна, — «Основание граждан­ского права» и «Основание канонического права» (в которой под видом Григория IX представлен портрет Папы Юлия II, ут­верждающего декреталии — свод церков­ных законов). На восточной стене нахо­дится композиция на тему «Поэзия». На своде {плафоне) зала в че­тырех медальонах изображены аллегори­ческие фигуры: «Юстиция», «Филосо­фия», «Теология» и «Поэзия». Маленькие путти вокруг фигур держат титулы — таблички с поясняющими надписями. В 1511-1514 гг. Рафаэль с помощниками расписывал вторую комнату: «Зал Илиодора», примыкающую к большому «Залу Константина». Темой росписей является «Божественная защита церкви». На южной стене комна­ты находится прославленная фреска «Из­гнание Гелиодора (Илиодора)» — это одно из самых смелых, сильных и выразительных по композиции и рисунку произведений художника (рабо­ты непосредственно на стене начались в 1512 г.). Напротив нее находится компо­зиция «Папа Лев I останавливает Аттилу». На западной стене — «Месса в Больсене», на восточной — «Освобождение Св. Апостола Петра из темницы». В 1513 году скончался Папа Юлий II, и рос­пись последнего зала — «Зала Пожара в Борго» Рафаэль с учениками осущест­вляли по заказу Папы Льва Х (1513-1521). Для этой комнаты Рафаэль выполнил лишь картоны, а фрески писали его уче­ники в 1514-1517 гг. Росписи плафона созданы Перуджино, учителем Рафаэля. Сюжетами являются исторические собы­тия, происходившие при папах, носив­ших имя «Лев». На западной стене — ком­позиция «Пожар в Борго», которая дала название залу, на северной стене — «Ко­ронация Папой Львом III Карла Велико­го», на южной — «Битва при Остии» (победа Льва IV над сарацинами в морском сра­жении при Остии в 849 г.) и на восточной стене — «Обет Папы Льва III». Рядом со «Станцами», через «Зал Константина», расположены «Лоджии Рафаэля» — ше­девр, созданный при участии выдающего­ся мастера. Росписи «Станц», в особен­ности «Афинская школа» и «Изгнание Гелиодора», производят ошеломляющее впечатление, они истинно монументаль­ны (что удивительно для столь малых по размерам помещений). Однако рядом с величаво нарисованными фигурами и мощными композициями можно заме­тить промахи и даже банальности (только частично объясняемые заданными про­граммами). Микеланжело, гений эпохи Возрождения, дал работе Рафаэля уничи­жительную оценку. Резкость этой оценки лишь отчасти мотивирована враждой двух художников и непримиримым нравом са­мого Микеланжело. Она отражает принципиальное различие двух творческих методов, двух направлений в искусстве, у истоков которых находились Рафаэль (римский классицизм) и Микеланжело (римское барокко).

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67