Видение Иезекииля

Около 1518 года, по сведениям Джорджо Вазари, Рафаэль написал для графа Винченцо Эрколани из Вероны картину «Видение Иезекииля» (1518, 40*30 см, дерево, масло, Галерея Питти, Флоренция). Эта картина, которая открывает одноименную книгу среди других проро­ческих книг Библии, изображает явление Бога Саваофа иудейскому пророку Иезекиилю. В Библии говорится, что видение было пророку, когда он находил­ся «среди переселенцев при реке Ховаре». Оно сопровождалось все­возможными природными потрясениями: «бурный ветер шел от севе­ра, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него». Четы­ре таинственных животных явились Иезекиилю среди этого огня, и каждое из них имело четыре лица — человека, льва, тельца и орла. Были у них еще четыре крыла, два из которых покрывали их тела, два же других скрещивались и скрывали от взора нечто, что они несли и одновременно защищали, и откуда исходили огонь и сияние молнии. Животные двигались с быстротой молнии, «каждое по направле­нию лица своего», никогда во время своего движения не оборачива­ясь. Возле каждого из них пророк увидел колеса с «высокими и страшными» ободьями, устроенными как «колесо в колесе», полными глаз и двигающимися вместе с животными во все стороны. Над голо­вами животных было «подобие свода, как вид изумительного кристал­ла», откуда раздавался голос. «Таково было видение подобия славы Господней», — заключает Иезекииль. «Видение Иезекииля», один из шедевров Галереи Питти, создано Рафаэлем, когда он заканчивал свою знаменитую фреску «Афинская школа» в Станце делла Сеньятура. По своим размерам картина не­большая, но она дает представление о мастерстве Рафаэля в области решения столь сложной композиции. В ней художник разрабатывает исключительную по своей трудности задачу — показать стремитель­ный полет. Фигура самого Бога Саваофа дана в очень сложном ракур­се: руки Его простерты, волосы развеваются, горячий взгляд устрем­лен на землю. Живописный образ Бога полон такой титанической силы, а движение передано настолько совершенно, что зрителю ка­жется, будто «Видение Иезекииля» — большое полотно, а не крохот­ная картина, размеры которой едва превышают миниатюру. Картина написана на один из самых насыщенных мистической символикой библейских сюжетов, столь таинственных, что Талмуд воспретил их публичное толкование.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67