Триумфальная арка

Триумфальные арки – монументальные сооружения, воспроизводящие ворота. В древности такие ворота сооружали на перекрестках дорог, в крепостной стене на въезде в город. Древние римляне, увидев подобные сооружения у этрусков и в странах эллинистического Востока, приспособили похожую конструкцию для проведения праздничных шествий – триумфов консулов, полководцев, императоров. В период французского абсолютизма XVII века времени правления «Короля Солнце» Людовика XIV архитектор Ф. Блондель Старший обратился к триумфаль­ным формам Древнего Рима и построил арку Сен-Дени в Париже (ныне в кольце Больших бульваров, устроенных на месте бывших крепостных стен). Через эту арку король торжественно проехал, возвраща­ясь из победоносного похода в Нидерлан­ды в 1672 году. Ворота в 24 м высотой венчает фриз с латинской надписью: «Lodovico Magno» («Людовику Великому»). На пирамидах по сторонам арки изображены военные трофеи (рабо­та скульпторов братьев Ангье). На одной стороне арки представлены аллегориче­ские фигуры Голландии и Рейна, а также сцена переправы через Рейн, на другой — взятие г. Маастрихта. Рядом на бульваре Сен-Дени находится арка Сен-Мартен, построенная в 1674 году по проекту архи­тектора П. Булле в память взятия Безансона и победы над испано-голландско-немецкими войсками. В период фран­цузского Ампира (начало XIX века) Париж украсился двумя другими великолепными триумфальными арками. Одну возве­ли по проекту Ш. Персье и П. Фонтена в 1806-1808 гг. перед Лувром, вторую — на площади Звезды (ныне площадь Шарля де Голля). Обе арки эффектно расположены на одной перспективной оси. Арка на площади Ка­рузель открывает вид на Елисейские Поля, а арка на площади Звезды, виднеющаяся вдали через проем первой, завершает Ели­сейские Поля на вершине холма Шайо (от площади Звезды в разных направле­ниях расходятся 12 улиц, отсюда назва­ние). Арка высотой 50 м и шириной 45 м (самое крупное из подобных сооруже­ний) построена по проекту Ж.-Ф. Шальгрена в 1806-1836 гг. по воле Наполеона Бонапарта ради «прославления Великой армии». На рельефах изображены эпизоды наполеоновских побед, а на правом пилоне, обращенном к Елисейским Полям, находится знаме­нитый горельеф «Выступление добро­вольцев в 1792 году», или «Марсельеза», скульптора Ф. Рюда. На круглые щитки аттика нанесены на­звания великих сражений. Под аркой с 1920 года находится могила Неизвестного солдата. Примечательно, что, несмотря на новую семантику — триумфальная арка в начале XIX века стала воплощени­ем завоевательной мощи французской империи, — эту же архитектурную форму переняли и недавние противники наполеоновской Франции.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67