Нотр-Дам де Пари

НОТР-ДАМ (франц. Notre-Dame — «На­ша Госпожа») — французское прозвание Богоматери. Культ Богоматери стал при­обретать важное значение во Франции в XII—XIII вв. В XII веке Бернар Каервоский интерпретировал ветхозаветную «Песнь Песней» как аллегорию «божественной не­весты», прославляющую Деву Марию — «Новую Еву». Статуэтки из слоновой ко­сти, украшенные позолотой, изображали Мадонну с Младенцем на троне как невесту, «Прекрасную Даму». Средневековая рыцарская поэ­зия, куртуазные сюжеты и культ женщины соединялись с религиозными представлениями, и в результате сложилось, харак­терное в первую очередь для средневеко­вой Франции, нежное отношение к образу Мадонны как земной матери и одновре­менно — прекрасной даме. Именно тогда ее стали величать: «Notre-Dame» — «Род­ная, Прекрасная Госпожа, или Наша Же­на». Это определение встречается в курту­азной поэзии, любовной лирике, песнях трубадуров. Капеллы, церкви, соборы во многих городах Франции посвящались Богоматери и получали название Нотр-Дам: в Амьене, Лат, Клермон-Ферране, Париже, Пуатье, Реймсе, Санлисе, Страсбурге, Шартре... 10 февраля 1638 года король Людо­вик XIII торжественно посвятил государ­ство франков Деве Марии. Это событие из­вестно в истории под названием «Обет Людовика XIII». В тексте присяги король отдал под покро­вительство  Богоматери    «Прекрасной Госпожи» — свой народ, корону и государ­ство. Собор Парижской Богома­тери — Нотр-Дам де Пари (Notre-Dame de Paris) — строился епископом Германом (Жерменом) Парижским в центре французской столицы, на о. Ситэ, с VI века на месте древнеримского храма. Вначале возводили три церкви: Св. Марии, Св. Иоанна Крес­тителя, служившую баптистерием, и цер­ковь Св. Стефана. В XII веке три церкви соединили в один собор. В 1163—1272 гг. строительство осуществлял епископ Морис де Сюлли, он же, вероятно, разработал план собора. С 1220 году возводили западный фа­сад с двумя симметричными башнями (вы­сотой 69 м) и большим окном — розой (10 м в диаметре) — в центре. Такая схема типична для соборов французской Готики. На площади перед храмом установили «Святой колодец». Строительство башен продолжалось до 1245 года. Затем под руководством Жана де Шелля приступили к постройке капелл в боковых нефах. В 1265—1267 гг. строитель­ством руководил Пьер де Монтрёй, соз­датель Королевской капеллы в Париже и церкви Сен-Дени; в 1298—1307 гг. главным каменщиком был Пьер де Шелль. Около 1345 года строительство за­вершили. Собор Парижской Богомате­ри представляет собой памятник ранней французской Готики, или «переходного стиля» — от романского стиля к готическому стилю (в 1130-х гг. в церкви Сен-Дени, под руковод­ством аббата Сюжера, и в соборе в Дареме, в Англии, впервые применяются каркас­ные готические своды). В композиции за­падного фасада собора Парижской Богоматери характерна уравновешенность го­ризонталей и вертикалей (фасад вписыва­ется в квадрат), а башни имеют горизон­тальное завершение. Это сближает постройку с романским стилем, который ощущается также в интерьере, в его пропорциях и колоннах нижнего яруса аркад. В то же время большая ро­за, перспективные порталы, стремитель­ные аркбутаны и шпиль над средокрестием, поднимающийся на высоту 90 м, свиде­тельствуют о готическом стиле. Пятинефная базилика имеет 130 м в длину, 48 м в ширину и 35 м в высоту (до замка свода). Храм вмещает более девяти тысяч человек (все население средневекового Парижа). В 1793 году во время революции собор наме­ревались снести. Не сохранились средневековые витражи большой розы западного фасада. Двадцать восемь статуй «галереи королей», расположенной над порталами, изображающих ветхозаветных царей Из­раиля и Иудеи (упоминаемых в книге пророка Исайи), восставшие парижане в 1793 году сбросили вниз и разбили на куски. Статуи в коронах с XIII века ошибочно счи­тались изображениями французских коро­лей. По требованию революционной влас­ти все символы монархии уничтожались. Обломки статуй долго лежали перед собо­ром, а в 1796 году были проданы в качестве строительного материала. В 1977 году в ходе реставрационных работ в Отеле Моро в центре Парижа удалось обнаружить 364 фрагмента. Ныне часть из них экспониру­ется в музее Клюни. Особенно впечатляют огромные головы со следами яркой рас­краски (до 70 см в высоту). Они сделаны из известняка в 1220—1230-х гг. После издания романа В. Гюго «Со­бор Парижской Богоматери» (1831) на вол­не движения  национального романтизма возник интерес к архитектуре и истории собора. В 1840—1844 гг. проект реставра­ции храма разработал французский исто­рик и архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк (1814-1879). С 1847 года начались восстановительные работы. Под руководством скульптора Давида де Ан-жера его ученики воссоздавали утрачен­ные и поврежденные статуи. По рисункам Э. Виолле-ле-Дюка на уровне основания башен поместили фигуры сказочных хи­мер. Заново создали статуи Мадонны с Младенцем, попирающей дракона, и Ан­гелов в центре фасада. Восстановили «га­лерею королей». Подлинные витражи со­хранились на двух розах в торцах тран­септа (они были частично отреставрированы в XVIII в.). Уникально скульптурное оформление входных порталов западного фасада. Статуи архивольтов и пилястров, рельефы тимпанов были раскрашены и вы­делялись на позолоченном фоне. Раскрас­ка не сохранилась, но выразительность скульптур от этого не ослабла. Централь­ный портал оформлен сценами Страшного суда. В центре тимпана помещена фигура Христа во Славе, по обе стороны от Него — Ангелы с орудиями Страстей (копьем и крестом) и коленопреклоненные фигуры Богоматери и Иоанна Крестителя. Под фигурой Христа находится изображение града небесного — Нового Иерусалима. Ни­же (по правую руку от Спасителя) — фи­гуры праведников во главе с Архангелом Михаилом (в руках у него весы, на которых он взвешивает души). С противоположной стороны — черти уводят грешников в ад. В самом нижнем ярусе тимпана — сцена Воскресения. На пилястре, разделяющей портал на две створки ворот, также изобра­жена фигура Христа. По обе стороны, на консолях — фигуры Свв. Апостолов (по шесть с каждой стороны), ниже — аллего­рии «алхимического делания». На архи­вольтах — иерархия Сил Небесных. Статуи созданы около 1220 года (часть фигур в XIX в. заменили новыми). На боковых пиля­страх — «девы разумные и неразумные» («Притча о десяти девах»). Южный портал западного фасада (по правую руку от входящего) носит имя Св. Анны (матери Девы Марии), он создан в 1160—1170 гг. Старейшие статуи этого портала изобра­жают Мадонну Маэста на троне под балда­хином, по обе стороны от Нее Ангелы и ктиторы (строители хра­ма) — епископ Морис де Сюлли (справа от Мадонны) и король Людовик VII (коленопреклоненная фигура слева). Эти ста­туи создавались для первой церкви и бы­ли позднее перенесены на новый портал. В нижней части тимпана размещены сце­ны из евангельской истории Иоакима и Анны. На центральном столбе портала Св. Анны — статуя Св. Марселя, парижского епископа V в. Северный портал западного фасада — портал Св. Девы - украшен статуями XII—XIII вв. На его пи­лястре помещена фигура Мадонны с Мла­денцем (новейшая реплика), в тимпане — сцены Успения и Коронования Девы (Мадон­ны). В боковых проемах — аллегорические фигуры двенадцати месяцев, на архиволь­тах — святые и Ангелы. Статуи Св. Дени, Иоанна Крестителя, Св. Стефана и Анге­лов по сторонам входа были добавлены Э. Виолле-ле-Дюком взамен утраченных. По сторонам от большой розы, у боковых окон верхнего яруса фасада располо­жены фигуры Адама и Евы. Портал южного трансепта собора освящен во имя мученика  Св. Стефана  (Сент-Этьенн). На тимпане, обращенном к набережной р. Сены, в сторону Латинского квартала, изображены сцены из жизни студентов Парижского университета, над ними — эпизоды жизни Св. Стефана (святого, ко­торому была посвящена первая церковь на этом месте). Трансепт возведен в 1258 году, но многие статуи воссозданы в XIX веке. Северный трансепт, как и южный, украшен большой розой (13 м в диаметре). Портал северного трансепта носит назва­ние «Красных врат», на его тимпане — сцена Коронования Девы, в которую включены фигуры короля Людовика IX Святого и королевы Маргарет Прованской (1250—1270-е гг.). На архивольтах эпизоды чудес Св. Теофила и чуда Св. Марселя, из­влекающего дракона (дьявола) из тела умершей грешницы. Остатки подлинных статуй, обрамлявших вход, — фигуры волхвов и добродетелей — хранят­ся в музее Клюни. Интерьер собора имеет много новшеств для XIII века. Дополнитель­ные ряды столбов, разделяющие боковые нефы, превращают трехнефную базилику в пятинефную (в Средневековье в проемах аркад висели шпалеры). Вокруг апсиды рас­полагается также двойной, разделенный колоннадой амбулаторий, имеющий выхо­ды в наружные капеллы. Другие капеллы находятся по сторонам боковых нефов (всего собор имеет 37 капелл). Средневе­ковое убранство храма не сохранилось. Резные деревянные хоры относятся к XVIII веку. Над главным алтарем — скульптурная группа Пьета работы Гийома Кусту. По сторонам — статуи коленопреклоненных королей Людовика XIII (Г. Кусту) и Людо­вика XIV (А. Куазево). В крипте находятся гробницы парижских епископов. В сокро­вищнице можно увидеть драгоценные ре­ликвии — фрагмент креста Распятия, терновый венец и священный гвоздь.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67