Рабы Микеланджело

"РАБЫ" — неточное название несколь­ких произведений Микеланжело Буонарроти, выполненных для неосуществленной гробницы Папы Рим­ского Юлия II. В доку­ментальных источниках статуи — муж­ские фигуры, «скованные» напряженным движением в массиве каменного блока, именуются «пленники» (итал. prigioni). Статуи нижнего яруса монументальной гробницы, по свиде­тельству ученика и биографа великого художника — А. Кондиви, должны были олицетворять свободные искусства. Спиной фигуры прислонялись бы к пилястрам сооруже­ния. Первые две статуи «рабов» Микеланжело выполнил око­ло 1513 года в связи с началом работы над гробницей. Затем они были исключены из проекта, и после 1546 года Микеланжело подарил их Р. Строцци, позднее они попали во Францию, в 1578 года хранились в замке Экуан, после этого — в замке Пуату у кардинала Ришелье, где ими восхищался Дж. Л. Бернини. В 1793 году статуи были сняты с продажи как национальное до­стояние и попали в Лувр. Одного «раба» условно называют «восставшим», друго­го — «умирающим». Истинное значение фигур не вполне ясно. Огромная сила, заключенная в фигурах «пленников», по­буждала историков искусства к разным толкованиям. В статуях видели «плас­тическое воплощение архитектонических сил», «закон жизни», олицетворение «психо­логических типов», «воплощение мировой боли». Немецкий историк искусства X. Гримм назвал тела «рабов» «роскошным панци­рем, который покидает душа». В «восстав­шем рабе» находили олицетворение архи­тектуры, а в «умирающем» — живописи, поскольку у ног фигуры имеется незавер­шенное изображение обезьяны(лат. «Ars simia naturae» — буквально: «Искусство — обезьяна природы»). Четы­ре другие фигуры, выполненные для той же гробницы, вероятно, в период 1530— 1534 гг., остались во флорентийской мас­терской Микеланжело. В 1564 г. Леонардо, племянник мастера, подарил эти скульптуры великому герцогу Козимо I. Скульптуры нахо­дились в гроте в садах Боболи (Питти галерея), в 1909 году их перенесли в Гале­рею Академии во Флоренции. Еще один «пленник» хранится в Музее Буонарроти во Флоренции (при­надлежность его к работе Микеланжело оспаривается). Поздние фигуры, возмож­но, связаны с последним, пятым по счету проектом папской гробницы. Статуи не закончены. Большинство исследователей склоняются к тому, что Микеланжело намеревался довести их до завершенного состояния, но в процессе работы их «слу­чайная незавершенность», выраженная в активном взаимодействии объема с еще не удаленными остатками каменного блока, могла навести скульптора на новые идеи и он оставил эти произведения в стадии нон-финита.

 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67