Картина Караваджо «
Успение Марии» (1606 год, 369*245 см,
Лувр,
Париж). Картина, заказанная церковью Санта Мария делла Скала в Риме, не была принята, так как шокировала заказчиков своим принципиальным реализмом. Почти все представители официальной живописи той поры называли Караваджо «антихудожником», но, как показало время, его обращение к жизни простого народа стало величайшим завоеванием искусства XVII века. Мария написана как бы парящей в пространстве, намекают на многозначительность ситуации. В остальном же сцена представлена как земное событие, и, вживаясь в атмосферу полотна, любой проникается сочувствием к горю людей, утративших дорогое существо; зритель может оценить глубину их чувств и величие этих грубых, поистине мужицких, но полных внутренней духовной силы образов. Герои «Успения Марии» полны скромной сосредоточенности. Они полностью погружены в глубокое горе. Свет лепит компактную фигуру сидящей Марии Магдалины, образ которой списан, вероятно, с какой-нибудь крестьянки. Караваджо не боится поставить зрителя лицом к лицу со смертью в ее самом реальном обличье. Но он умеет эту жизненно простую сцену возвысить до предельно могучей монументальности.