Картина Рубенса
"Прибытие Марии Медичи в Марсель» (1622-1625, 394*295 см,
Лувр,
Париж) - одно из самых блестящих полотен большого цикла
Рубенса, состоящего из 21 картины. Заказ на эту серию исходил от самой французской королевы-матери. Здесь, как и в остальных произведениях цикла, художник широко использует аллегорические и мифологические фигуры, призванные оживить статичную сцену. На картине запечатлено событие двадцатилетней давности (отсчитывая от времени создания картины). Мария Медичи приезжает во Францию после заключения заочного брака с королем Генрихом IV. Новоиспеченная королева величественно сходит по трапу с корабля, и ее приветствуют аллегорические фигуры, символизирующие Францию и Марсель. Над головой Марии парит Слава, трубными звуками возвещающая о прибытии коронованной особы. Внизу мы видим морского бога Нептуна и его свиту, отделенных от основной сцены, позолоченной резьбой и ярко-красной драпировкой трапа.
Создавая образ Марии Медичи, Рубенс использовал разнообразные приемы, дабы возвеличить и приукрасить вполне заурядную жизнь королевы. Сильные мира сего всегда прибегали к услугам художников, желая запечатлеть свое величие. Без мифологии тут не обойтись. Серия Рубенса «Жизнь Марии Медичи» — из этого ряда. Ее можно смело назвать одним из самых экстравагантных образцов подобного мифотворчества.
Когда Мария Медичи заказывала Рубенсу картины для своего нового Люксембургского дворца, она только что возвратилась из изгнания. Это случилось после ее примирения со своим сыном, королем Людовиком XIII. Теперь она желала, чтобы художник, воспев в картинах историю ее жизни, способствовал укреплению ее позиций при дворе. Согласившись описать «героические деяния» Марии, Рубенс должен был пригнуть выше собственной головы, выжав что-то примечательное из довольно скучной биографии коронованной заказчицы. Художнику пришлось тщательно отбирать исторические факты, что-то преувеличивать, что-то преуменьшать или вовсе замалчивать. Переписать историю ему сильно помогли аллегорические и мифологические персонажи. И Рубенс сделал невозможное
возможным. Жизнь Марии Медичи, в его интерпретации, стала не просто интересна, но даже приобрела какое-то вселенское звучание.