АПОЛЛОН, АПОЛЛО (греч. Apollon, лат. Apollo от праиндоевр. Ар Whollon — «Всемирный Отец», финик. Holen — «Всемирное существо») — в древнегреческой мифологии — бог Солнечного Света, сын
Зевса и
Лето, брат-близнец богини Луны —
Артемиды. Родился на о. Астерия, где Лето, дочь титана, скрывалась от гнева
Геры, супруги Зевса. Остров стали называть Делос, а Аполлона именовали «Делиос» (Delios от греч. deloo — «являю»). Происхождение этого бога теряется в глубине веков. Его имя родственно древнеиндийскому Ар — божеству воды и египетскому Апис (бог плодородия). Древнееврейское «Abaddon» означает «гибель», а греческое слово «apollion» — «губитель». В откровении Св. Иоанна Богослова оно переводится как «Ангел бездны» (9:7—11). В мистических учениях и эзотерических книгах подчеркивается связь бога Аполлона с древним арийским культом Логоса — начала материального огня, предшествовавшего Солнечному свету. «Мисты» отождествляют «Отца» с его двойным проявлением: духовным светом и видимым Солнцем, как это было когда-то в святилищах Древней Индии и Египта. Алхимики переводят греческое слово «Аполлон» как «из нутра льва» (греч. ap-paleon) и связывают Солнце с пятым знаком зодиака, Львом. Поэтому Аполлон олицетворяет месяц май, когда Солнце находится в этом знаке. Аполлон символизирует Божественный свет, создающий в мире порядок, гармонию космоса. В орфическом смысле ему противостоит
Дионис, представляющий темное, оргиастическое начало в природе и душах людей — это два откровения одного и того же божества. Греки называли Аполлона «Лучезарным» (греч. Phoibos), отсюда его древнеримское наименование: «
Феб» (лат. Phoebus). Аполлон исполняет волю верховного бога Зевса. Кто противится воли Зевса, того поражают насмерть огненные стрелы Аполлона (этим также объясняют происхождение его имени «Губитель»). Но, с другой стороны, он же — «
Спасающий от бед», Пэон (греч. Paian — «Целитель») и «
Медикус» (лат. Medicus — «Исцеляющий»). Отсюда и его роль «
Охранителя стад» (греч. Nomas). Сыном Аполлона был бог врачевания
Асклепий. Эллины использовали и другие эпитеты Аполлона:
Эглет (греч. Aigleeis — «сияющий; сверкающий, блестящий»),
Гекат (греч. Hekatos — «Далеко разящий»),
Ксут (греч. Xouthos — «Темного золота», Xanthos — «Золотистый»),
Фирксей (этимология спорна, возможно: «Дающий побеги» или «По-юношески стройный»). В честь Аполлона Феоксения (греч. Theoxenios — «Покровитель чужестранцев») в Древней Греции устраивали атлетические соревнования — Феоксении. Еще одно прозвание Аполлона —
Агией (Agieos — «чистый, святой»), раннегреческая форма эпитета «непорочный». В поздней эллинистическо-римской традиции Аполлон отождествлялся с богом Солнца —
Гелиосом (греч. Helios — «Солнце»); у римлян ему соответствовал
Соль (лат. Sol — «Солнце»). Еще в юности Аполлон убил своими стрелами чудовищного змея Тифона, или Дельфиния, опустошавшего окрестности Дельф. Обрызгав себя кровью змея, Аполлон «очистился» (греч. apolouo — «отмываю, очищаю»), а спустившись затем в подземное царство мертвых —
Аид, обрел там новую силу (символ искупления, очищения души, получивший затем развитие в позднейших религиозных представлениях). В Дельфах Аполлон основал святилище с оракулом, который через жрицу Пифию предсказывал будущее. Поэтому Аполлон — также Piphios (Предсказатель). В честь победы над змеем в Дельфах были учреждены Пифийские игры, уступавшие по популярности только Олимпийским. А поединок Солнечного бога со змеем (олицетворением мрака, низменных сил) был позднее включен в круг сюжетов христианского искусства через образ
Св. Георгия Победоносца. Но Аполлон жесток, он убийца детей Ниобы, а с сатира Марсия (за то, что тот дерзнул с ним соревноваться в музыкальном искусстве) этот Солнечный бог живьем содрал кожу. Предсказания Аполлона обычно темны, отсюда еще одно его прозвание Loxias («Неясный»). А греческое «Ликеец» (Luxeios — «Светлый») близко слову «Волчий», убийца, истребитель волков (от lykos — «волк»). Древнейшее имя Аполлона: «Phoibos Lykeios» («Светящийся волк»), что объясняют его доиндоевропейским происхождением от «Божества Земли». Волк, а затем змея, мышь и лебедь (Kikn — «Лебедь», еще одно прозвание бога) — спутники Аполлона, его атрибуты. Аполлон близок к растительному миру, он — «Прорицающий из Лавра», «Дримас» (Drimas — «Дубовый») и «Дафний» (Daphnios — «Лавровый», «Любящий лавровое дерево»). Именно в это дерево превратилась преследуемая Аполлоном нимфа Дафна. Аполлон также связан с кипарисом, пальмой, маслиной, гиацинтом. В целом же Аполлон, с его властью над жизнью и смертью, символизирует победу света над тьмой (или, во всяком случае, поединок), торжество воли и силы духа над низменной природой материи. Поэтому Аполлон — основатель и строитель городов, родоначальник и покровитель племен. Он — воспитатель людей и охотно пребывает среди них, участвуя в состязаниях атлетов, поэтов и музыкантов. Образ Аполлона в древнегреческой мифологии складывался постепенно и постоянно менялся. Если вначале это грозный хтоническии бог, внушающий людям ужас и несущий смерть, то позднее Аполлон — божество гармонии и светлого, разумного начала, что, видимо, отражает относительно недолгий период обретенной эллинами гармонии разума и чувства, духа и материи. Постепенно и его внешний облик приобретает новые черты. Его называют «Прекраснокудрым» (Axepsekomos), изображают в образе молодого, стройного обнаженного юноши, а стрелы Аполлона уже не поражают насмерть, а уподобляются живительным солнечным лучам. Так возник миф о стране гипербореев, где под покровительством Аполлона процветают добро и справедливость. Аполлон выступает в союзе с
Афиной и Орфеем. В классическое время бог Аполлон — совершеннейший образ, олицетворение «прекрасной иллюзорности», сновидений, благих грез, чувства меры, упорядоченности, мудрого самоограничения. От
Гермеса, из рук которого он получил лиру, Аполлон перенял роль покровителя музыки и поэзии и стал изображаться в длинном одеянии ионических аэдов (странствующих поэтов и певцов). С тех пор Аполлон — предводитель муз, или Мусагет (Mousagetes). Лавровый венок на голове Аполлона становится символом его побед в поэтических состязаниях, теперь он обитает на горе Парнас, у источника поэтического вдохновения. Облик Аполлона становится идеалом мужской красоты, так же как
Афродиты — женской. Но в поздней античности этот идеал существенно отличается от канона Поликлета, статуй атлетов героического периода. Аполлон все чаще изображается с женственными чертами лица и нежным, соблазнительным (и для мужчин и для женщин) телом. У него длинные волосы, перевязанные лентой и образующие впереди нечто вроде пышного банта. Вначале предводительствуемые Аполлоном музы покровительствовали лишь поэзии, музыке, танцам, трагедии, комедии, истории и астрономии. Низшим, «механическим» искусствам, которые тогда еще не осознавались областью художественной деятельности и были связаны с презираемым свободными эллинами физическим трудом — архитектуре, скульптуре, ремеслу, — покровительствовали Афина и
Гефест. Храм Аполлона на о. Делос имел религиозно-политическое значение и стал центром Делосского союза греческих городов. Храм Аполлона в Дельфах, пятый по счету, был построен на фундаментах предыдущих около 518 г. до н. э. По убеждениям греков, он находился в центре земной поверхности (греч. omphalos — «пуп, центр») и потому Дельфийский оракул, храм и, вероятно, культовая статуя Аполлона получили название «Омфалос». Крупнейшим храмом, построенным в середине VI в. до н. э. в Дидимах близ Милета в Малой Азии, был Дидимайон, святилище Аполлона Филесия (греч. Philesias — «Влюбленный»). В Древнем Риме культ Аполлона как бога-солнца Гелиоса, мчащегося на своей колеснице по небу, получил распространение с V в. до н. э. На Марсовом поле в Риме около 430 г. до н. э. Аполлону был посвящен храм, выстроенный, вероятно, на еще более древнем «Гроте Аполло». Храм назывался Святилищем Аполлона Целителя (Medicus). Второй храм находился на Палатине. Император Август считал Аполлона своим личным покровителем. В искусстве европейского Классицизма и академизма XVII—XIX веков
мифологический персонаж Аполлон превратился в покровителя всех видов художественной деятельности и, прежде всего, искусств, которые стали называть «высокими», или «изящными»: живописи, ваяния, зодчества. Их эмблема — квадрига Аполлона — колесница, запряженная четверкой коней, управляемая Солнечным богом. Аполлона изображали в ореоле солнечных лучей и считали каноном красоты. В академической живописи Аполлон часто предстает на облаке, внутри небесной арки (пояса зодиака), с кифарой или лирой, и даже с державой в руках. Вокруг играют нимфы и резвятся амуры. Фигура Аполлона-Мусагета является центральной в аллегорической композиции «Почитание изящных искусств». В конце XVII века во Франции бог солнца Аполлон стал олицетворением короля-солнца («Le Roi-Soleil»)
Людовика XIV. Французский историк искусства С. Рейнак один из первых капитальных учебников — курс «истории изящных искусств» — озаглавил «Аполлон» (1905).
|
Франсуа Буше "Аполлон предстает перед пастешкой в облике бога", 1750, Музей изобразительных искусств, Тур, Франция
|
|
|
Уменьшенная копия бюста « Аполлона Бельведерского» скульптора С. Дельпеша из Британского музея, выполненная из париана (английского фарфорового бисквита) мастерами аглийской фирмы Copeland в 1861 году, из коллекции Музея Виктории и Альберта, Лондон.
|
|