Аполлон

АПОЛЛОН, АПОЛЛО (греч. Apollon, лат. Apollo от праиндоевр. Ар Whollon — «Все­мирный Отец», финик. Holen — «Всемир­ное существо») — в древнегреческой мифо­логии — бог Солнечного Света, сын Зевса и Лето, брат-близнец богини Луны — Артемиды. Родился на о. Астерия, где Лето, дочь титана, скрывалась от гнева Геры, супруги Зевса. Остров стали называть Делос, а Аполлона именовали «Делиос» (Delios от греч. deloo — «являю»). Проис­хождение этого бога теряется в глубине ве­ков. Его имя родственно древнеиндийско­му Ар — божеству воды и египетскому Апис (бог плодородия). Древнееврейское «Abaddon» означает «гибель», а греческое слово «apollion» — «губитель». В открове­нии Св. Иоанна Богослова оно переводится как «Ангел бездны» (9:7—11). В мистических учениях и эзотерических книгах подчеркивается связь бога Аполлона с древним арийским культом Ло­госа — начала материального огня, предшествовавшего Солнечному свету. «Мисты» отождествляют «Отца» с его двойным проявлением: духовным светом и видимым Солнцем, как это было когда-то в святили­щах Древней Индии и Египта. Алхимики переводят греческое слово «Аполлон» как «из нутра льва» (греч. ap-paleon) и связыва­ют Солнце с пятым знаком зодиака, Львом. Поэтому Аполлон олицетворяет месяц май, когда Солнце находится в этом знаке. Аполлон символизирует Божественный свет, создающий в мире порядок, гармонию космоса. В орфическом смысле ему противо­стоит Дионис, представляющий темное, оргиастическое начало в природе и душах людей — это два откровения одного и того же божества. Греки называли Аполлона «Лучезар­ным» (греч. Phoibos), отсюда его древнеримское наименование: «Феб» (лат. Phoebus). Аполлон исполняет волю верхов­ного бога Зевса. Кто противится воли Зевса, того поражают насмерть огненные стрелы Аполлона (этим также объясняют происхождение его имени «Губитель»). Но, с дру­гой стороны, он же — «Спасающий от бед», Пэон (греч. Paian — «Целитель») и «Медикус» (лат. Medicus — «Исцеляющий»). Отсюда и его роль «Охра­нителя стад» (греч. Nomas). Сыном Апол­лона был бог врачевания Асклепий. Эллины использовали и другие эпитеты Аполлона: Эглет (греч. Aigleeis — «сияющий; сверкаю­щий, блестящий»), Гекат (греч. Hekatos — «Далеко разящий»), Ксут (греч. Xouthos — «Темного золота», Xanthos — «Золотистый»), Фирксей (этимология спор­на, возможно: «Дающий побеги» или «По-юношески стройный»). В честь Аполлона Феоксения (греч. Theoxenios — «Покро­витель чужестранцев») в Древней Греции устраивали атлетические соревнования — Феоксении. Еще одно прозвание Аполло­на — Агией (Agieos — «чистый, святой»), раннегреческая форма эпитета «непороч­ный». В поздней эллинистическо-римской традиции Аполлон отождествлялся с богом Солнца — Гелиосом (греч. Helios — «Солн­це»); у римлян ему соответствовал Соль (лат. Sol — «Солнце»). Еще в юности Апол­лон убил своими стрелами чудовищного змея Тифона, или Дельфиния, опустошавше­го окрестности Дельф. Обрызгав себя кро­вью змея, Аполлон «очистился» (греч. apolouo — «отмываю, очищаю»), а спустив­шись затем в подземное царство мертвых — Аид, обрел там новую силу (символ искуп­ления, очищения души, получивший затем развитие в позднейших религиозных пред­ставлениях). В Дельфах Аполлон основал святилище с оракулом, который через жри­цу Пифию предсказывал будущее. Поэтому Аполлон — также Piphios (Предсказатель). В честь победы над змеем в Дельфах были учреждены Пифийские игры, уступавшие по популярности только Олимпийским. А поединок Солнечного бога со змеем (оли­цетворением мрака, низменных сил) был позднее включен в круг сюжетов христиан­ского искусства через образ Св. Георгия По­бедоносца. Но Аполлон жесток, он убийца детей Ниобы, а с сатира Марсия (за то, что тот дерзнул с ним соревноваться в музыкальном искусстве) этот Солнечный бог жи­вьем содрал кожу. Предсказания Аполлона обычно темны, отсюда еще одно его про­звание Loxias («Неясный»). А греческое «Ликеец» (Luxeios — «Светлый») близко слову «Волчий», убийца, истребитель вол­ков (от lykos — «волк»). Древнейшее имя Аполлона: «Phoibos Lykeios» («Светящийся волк»), что объясняют его доиндоевропейским происхождением от «Божества Зем­ли». Волк, а затем змея, мышь и лебедь (Kikn — «Лебедь», еще одно прозвание бога) — спутники Аполлона, его атрибуты. Аполлон близок к растительному миру, он — «Прорицающий из Лавра», «Дримас» (Drimas    —    «Дубовый») и «Дафний» (Daphnios — «Лавровый», «Любящий лавро­вое дерево»). Именно в это дерево превра­тилась преследуемая Аполлоном нимфа Дафна. Аполлон также связан с кипарисом, пальмой, маслиной, гиацинтом. В целом же Аполлон, с его властью над жизнью и смертью, сим­волизирует победу света над тьмой (или, во всяком случае, поединок), торжество воли и силы духа над низменной природой ма­терии. Поэтому Аполлон — основатель и строитель городов, родоначальник и по­кровитель племен. Он — воспитатель лю­дей и охотно пребывает среди них, участвуя в состязаниях атлетов, поэтов и музыкан­тов. Образ Аполлона в древнегреческой ми­фологии складывался постепенно и постоянно менялся. Если вначале это грозный хтоническии бог, внушающий людям ужас и несущий смерть, то позднее Аполлон — бо­жество гармонии и светлого, разумного на­чала, что, видимо, отражает относительно недолгий период обретенной эллинами гармонии разума и чувства, духа и материи. Постепенно и его внешний облик приобре­тает новые черты. Его называют «Прекраснокудрым» (Axepsekomos), изображают в образе молодого, стройного обнаженного юноши, а стрелы Аполлона уже не поража­ют насмерть, а уподобляются живительным солнечным лучам. Так возник миф о стра­не гипербореев, где под покровительством Аполлона процветают добро и справедли­вость. Аполлон выступает в союзе с Афиной и Орфеем. В классическое время бог Аполлон — совершенней­ший образ, олицетворение «прекрасной иллюзорности», сновидений, благих грез, чувства меры, упорядоченности, мудрого самоограничения. От Гермеса, из рук ко­торого он получил лиру, Аполлон перенял роль покровителя музыки и поэзии и стал изображаться в длинном одеянии иониче­ских аэдов (странствующих поэтов и пев­цов). С тех пор Апол­лон — предводитель муз, или Мусагет (Mousagetes). Лавровый ве­нок на голове Аполлона становится симво­лом его побед в поэтических состязаниях, теперь он обитает на горе Парнас, у источника поэтического вдохновения. Облик Аполлона становится идеалом мужской красоты, так же как Афродиты — женской. Но в поздней античности этот идеал существенно отличается от канона Поликлета, статуй атлетов героического периода. Аполлон все чаще изображается с женственными чертами лица и нежным, соблазнительным (и для мужчин и для женщин) телом. У него длинные волосы, перевязанные лентой и образующие впере­ди нечто вроде пышного банта. Вначале предводительствуемые Апол­лоном музы покровительствовали лишь по­эзии, музыке, танцам, трагедии, комедии, истории и астрономии. Низшим, «механическим» искусствам, которые тогда еще не осознавались областью художественной де­ятельности и были связаны с презираемым свободными эллинами физическим трудом — архитектуре, скульптуре, ремеслу, — покровительствовали Афина и Гефест. Храм Аполлона на о. Делос имел религиозно-политическое зна­чение и стал центром Делосского союза греческих городов. Храм Аполлона в Дельфах, пятый по счету, был построен на фундаментах предыдущих около 518 г. до н. э. По убеждениям греков, он находился в цен­тре земной поверхности (греч. omphalos — «пуп, центр») и потому Дельфийский ора­кул, храм и, вероятно, культовая статуя Аполлона получили название «Омфалос». Крупнейшим храмом, построенным в середине VI в. до н. э. в Дидимах близ Милета в Малой Азии, был Дидимайон, святи­лище Аполлона Филесия (греч. Philesias — «Влюбленный»). В Древнем Риме культ Аполлона как бога-солнца Гелиоса, мчаще­гося на своей колеснице по небу, получил распространение с V в. до н. э. На Марсовом поле в Риме около 430 г. до н. э. Аполлону был посвящен храм, выстроенный, вероятно, на еще более древнем «Гроте Аполло». Храм назывался Святилищем Аполлона Цели­теля (Medicus). Второй храм находился на Палатине. Император Август считал Аполлона своим личным покровителем. В искусстве европейского Классицизма и академизма XVII—XIX веков мифологический персонаж Аполлон превратился в покровителя всех видов ху­дожественной деятельности и, прежде все­го, искусств, которые стали называть «вы­сокими», или «изящными»: живописи, вая­ния, зодчества. Их эмблема — квадрига Аполлона — колесница, запряженная четверкой коней, управляемая Солнечным богом. Аполлона изображали в ореоле сол­нечных лучей и считали каноном красоты. В академической живописи Аполлон час­то предстает на облаке, внутри небесной арки (пояса зодиака), с кифарой или ли­рой, и даже с державой в руках. Вокруг иг­рают нимфы и резвятся амуры. Фигура Аполлона-Мусагета является централь­ной в аллегорической композиции «Почи­тание изящных искусств». В конце XVII века во Франции бог солнца Аполлон стал оли­цетворением короля-солнца («Le Roi-Soleil») Людовика XIV. Французский историк искусства С. Рейнак один из первых ка­питальных учебников — курс «истории изящных искусств» — озаглавил «Апол­лон» (1905).

 


 
Фран­суа Бу­ше "Апол­лон пред­ста­ет пе­ред пас­теш­кой в об­ли­ке бо­га", 1750, Му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств, Тур, Фран­ция
 


 
Умень­шен­ная ко­пия бюс­та «Апол­ло­на Бель­ве­дер­ско­го» скульп­то­ра С. Дель­пе­ша из Бри­тан­ско­го му­зея, вы­пол­нен­ная из па­ри­а­на (ан­глий­ско­го фар­фо­ро­во­го бис­к­ви­та) мас­те­ра­ми аг­лий­ской фир­мы Copeland в 1861 го­ду, из кол­лек­ции Му­зея Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон.
 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67