Рубенс

Питер Пауль Рубенс (нидерл. Peter Paul Rubens; 1577, Зиген —1640, Антверпен) — знаменитый фламандский живописец и дипломат. Родился в Зигене в Вестфалии в  семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 году  Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 году, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию.  В 1601 году он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию. Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения. В итальянский период своей деятельности, Pубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". "Демокрита" (1603), "Преображение" (1604), "Св. Троицу" (1604), "Крещение", "Св. Григория" (1606) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608). В 1608 году Рубенс находился в Риме и оканчивал три последние, заказанные ему картины, когда пришло к нему известие о тяжкой болезни, постигшей его мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери секретаря города Антверпена. Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 годах им были исполнены две мастерские работы: "Воздвижение Креста" и "Снятие со Креста". Еще ранее, в 1609 году, он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона", "Поклонение волхвов" и колоссальное изображение "Страшного суда".  Затем, в 1618 году, из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы", "Охота на львов", в 1619 году "Последнее причащение св. Франциска", "Битва амазонок" (в мюнхенской пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 году пожаром, за исключением трех; в 1620 году исполнено известное "Прободение ребра Спасителя" (le Coup de lance) и, наконец, в 1622 - 23, по заказу французской королевы Марии Медичи, 24 картины аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню (Лувр, Париж). Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих городах, он не переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполнены для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из истории короля Иакова II. Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания: "Поклонение волхвов" , "Бегство Лота", "Христа и Грешницу", "Воскрешение Лазаря" , "Вакханалию, "Вакха",  "Сад любви", "Игру кавалеров и дам в парке", "Возчиков камней" и пр.  В 1626 году умерла первая жена Pубенса, Изабелла, а в 1630 году он вступил во второй брак с Еленою Фоурман, которая с той поры стала являтся почти в каждой картине своего мужа. Последние десять лет жизни Рубенса (1630 - 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности. В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу", продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю Константина" (12 сцен), "Триумф церкви" ( 9 сцен). Когда в 1635 году, через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца. Кроме этих значительных работ, Рубенс исполнил немало и других, каковы например серии охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины "Суд Париса"  и "Диана на охоте", а  также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам и "Радугу". Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами; так, например, он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, причем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток. Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30 мая 1640 году. Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики; в большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачею их заказчикам. Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, ванн Гук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д'Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др. Эрмитаж весьма богат произведениями Рубенса . В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII столетия, соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников.

По материалам «Энциклопедия Брокгауза и Ефрона» 

                                                     КАРТИНЫ ПИТЕРА ПАУЛЯ РУБЕНСА  

 
Рубенс "Оплакивание Христа", 1614, Художественно-исторический музей, Вена   Рубенс "Че­ты­ре Еван­ге­лис­та", 1614, за­мок Сан-Су­си, Пот­с­дам

Рубенс "Воз­дви­же­ние кре­с­та", три­птих, 1610-1611, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ант­вер­пен

 
Рубенс "Сня­тие с кре­с­та", три­птих, 1611-1614, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ант­вер­пен  

       
  Питер Пауль Рубенс "Свя­той Се­басть­ян", 1614, Го­су­дар­ст­вен­ные му­зеи Бер­ли­на   Рубенс "Свя­той Ге­ор­гий по­беж­да­ю­щий дра­ко­на", 1606-1610, му­зей Пра­до, Мад­рид   "Му­че­ни­чест­во св. Сте­фа­на", 1616-1617, Му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств, Ва­лансь­ен, Фран­ция  

     
  Рубенс "Хрис­тос у Си­мо­на Фа­ри­сея", 1618-1620, Го­су­дар­ст­вен­ный Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург   Рубенс "Ма­дон­на в цве­точ­ном вен­ке", 1620, Ста­рая Пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен  
  
     
  "Сю­зан­на и стар­цы", 1609-1610, Му­зей Ко­ро­лев­ской ака­де­мии изящ­ных ис­кус­ств име­ни свя­то­го Фер­ди­нан­да, Мад­рид   Рубенс "Да­ни­ил в ло­го­ве львов", 1615, На­цио­наль­ная ху­до­жест­вен­ная га­ле­рея, Ва­шинг­тон  

       
   Рубенс "По­кло­не­ние волх­вов", 1624, Ко­ро­лев­ский му­зей изящ­ных ис­кус­ств, Ант­вер­пен   Рубенс  "Успе­ние Пре­свя­той Де­вы Ма­рии", 1626, Собор Ант­вер­пен­ской Бо­го­ма­те­ри, Ант­вер­пен  
Рубенс "Свя­тое се­мейст­во и свя­тая Ан­на", 1630, Му­зей Пра­до, Мад­рид, Ис­па­ния
 

       
  "Воз­дви­же­ние кре­с­та: Sts Amand and Walpurgis", 1610, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ант­вер­пен   Рубенс "Бла­го­вес­тие", 1609-1610, Му­зей ис­то­рии ис­кус­ств, Ве­на   "Воз­дви­же­ние кре­с­та: Sts Eligius and Catherine", 1610, Ка­фед­раль­ный со­бор, Ант­вер­пен  

     
  Рубенс "Сам­сон и Да­ли­ла", 1609, На­цио­наль­ная га­ле­рея, Лон­дон   "Юдифь с го­ло­вой Оло­фер­на", 1616, му­зей Herzog Ulrich Anton-Museum, Бра­ун­ш­вейг, Гер­ма­ния  

       
  "Му­че­ни­чест­во свя­то­го Се­басть­я­на", 1608, Га­ле­рея Кор­си­ни, Рим   Рубенс "Тай­ная ве­че­ря", 1631-1632, Пи­на­ко­те­ка Бре­ра, Ми­лан   "Му­че­ни­чест­во св. Ли­ви­на", 1633, Му­зей изящ­ных ис­кус­ств, Брюс­сель  

   
 
Пи­тер Па­уль Ру­бенс "Суд Па­ри­са", 1639, Му­зей Пра­до, Мад­рид, Ис­па­ния
 

   
 
Пи­тер Па­уль Ру­бенс "Диа­на и ним­фы, за­стиг­ну­тые фав­на­ми", 1638-1640, Му­зей Пра­до, Мад­рид, Ис­па­ния
 
 
     
  "Ве­не­ра, Ку­пи­дон, Ба­хус и Це­ре­ра", 1612-1613, Го­су­дар­ст­вен­ные му­зеи, Кас­сель   "Два са­ти­ра", 1618-1619, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург  

     
  Рубенс "Ста­туя Це­ре­ры", 1615, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург   "Об­на­ру­же­ние мла­ден­ца Эрих­то­ни­ия", 1615, Со­бра­ние кня­зя Лих­тен­штей­на, Ва­дуц  

    
Рубенс "Диа­на, да­ря­щая охо­ту Па­ну", 1615-1616, На­цио­наль­ный му­зей, Бел­град   "Пер­сей, осво­бож­да­ю­щий Ан­дро­ме­ду", 1639-1640, Му­зей Пра­до, Мад­рид

 
"Ве­не­ра и Адо­нис", 1635, Мет­ро­по­ли­тен Му­зей, Нью-Йорк   "Три Гра­ции", 1639, Му­зей Пра­до, Мад­рид

   
 
Рубенс "По­хи­ще­ние Де­ида­мии", 1636-1638, Му­зей Пра­до, Мад­рид
 

 
 Рубенс  "Суд Па­ри­са", 1636, На­цио­наль­ная га­ле­рея, Лон­дон    "Ку­пи­дон, на­тя­ги­ва­ю­щий лук", Ста­рая Пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен

 
Рубенс "По­хи­ще­ние Га­ни­ме­да", 1611-1612, Дво­рец Швар­цен­берг, Ве­на   Рубенс "Пья­ный Си­ле­нус", 1616-1617, Ста­рая Пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен

   
  Питер Пауль Рубенс "Пьяный Силенус", 1620, Национальная галерея, Лондон  

 
"Похищение дочерей Левкиппа", 1617, Старая Пинакотека, Мюнхен   Рубенс "Бахус", 1638-1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург

 
Рубенс "Юпи­тер и Кал­лис­то", 1613, Го­су­дар­ст­вен­ные му­зеи, Кас­сель, Гер­ма­ния   "Пас­то­раль­ная сце­на", 1636-1638, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург

   
  Пи­тер Па­уль Ру­бенс "Бит­ва Ама­зо­нок", 1618, Ста­рая Пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен  

 
Рубенс "Пан и Си­рин­га", 1617-1619, Го­су­дар­ст­вен­ные му­зеи, Кас­сель   "Ве­не­ра пе­ред зер­ка­лом", 1615, Со­бра­ние кня­зя Лих­тен­штей­на, Ва­дуц

 

   
  Рубенс "Че­ты­ре Кон­ти­нен­та", 1615, Му­зей ис­то­рии ис­кус­ств в Ве­не (Kunsthistorisches Museum)  

   

 
       Ру­бенс "Три­умф По­бе­ды", 1614, Го­су­дар­ст­вен­ные му­зеи, Кас­сель, Гер­ма­ния  

 
"Со­юз Зем­ли и Во­ды", 1618, Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург   "Ноч­ная сце­на", 1616-1617, част­ная кол­лек­ция


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67