|
Питер Пауль Рубенс (нидерл. Peter Paul Rubens; 1577, Зиген —1640, Антверпен) — знаменитый фламандский живописец и дипломат. Родился в Зигене в Вестфалии в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Общее образование Рубенс получил в Иезуитском коллегии. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по ее части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодом художнике любовь к всему античному. В 1598 году Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 году, по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился оканчивать свое художественное образование в Италию. В 1601 году он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии. По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию. Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и др., можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения. В итальянский период своей деятельности, Pубенс, по-видимому, не стремился к самостоятельному творчеству, а лишь проходил серьезную подготовительную школу, копируя те из картин, которые нравились ему наиболее. В это время было им исполнено лишь небольшое число самостоятельных работ, из коих следует назвать: "Воздвижение Креста", "Терновый венец" и "Распятие" (1602), "Двенадцать апостолов", "Гераклита". "Демокрита" (1603), "Преображение" (1604), "Св. Троицу" (1604), "Крещение", "Св. Григория" (1606) и три картины, изображающие Богоматерь, с предстоящими ей святыми (1608). В 1608 году Рубенс находился в Риме и оканчивал три последние, заказанные ему картины, когда пришло к нему известие о тяжкой болезни, постигшей его мать. Поспешно покинув Рим, он явился на родину, но уже не застал матери в живых. Несмотря на данное Рубенсом мантуанскому герцогу обещание вернуться в Италию, он остался на родине, был назначен живописцем при дворе эрцгерцога Альберта, и вскоре (1609) женился на Изабелле Брант, дочери секретаря города Антверпена. Чрез небольшой промежуток времени он достиг славы величайшего живописца своей эпохи; уже в 1610 и 1611 годах им были исполнены две мастерские работы: " Воздвижение Креста" и " Снятие со Креста". Еще ранее, в 1609 году, он устроил у себя обширную мастерскую, в которую молодые художники стекались толпою отовсюду. В эту пору им были написаны: "Обращение св. Бавона", "Поклонение волхвов" и колоссальное изображение "Страшного суда". Затем, в 1618 году, из-под его кисти вышли "Чудесный лов рыбы", "Охота на львов", в 1619 году "Последнее причащение св. Франциска", "Битва амазонок" (в мюнхенской пинакотеке) и 34 картины для антверпенской церкви иезуитов, уничтоженные в 1718 году пожаром, за исключением трех; в 1620 году исполнено известное "Прободение ребра Спасителя" (le Coup de lance) и, наконец, в 1622 - 23, по заказу французской королевы Марии Медичи, 24 картины аллегорическо-исторического содержания, прославляющие эту государыню ( Лувр, Париж). Вторая половина жизни Рубенса прошла по большей части в путешествиях, которые он совершал в качестве посла своего государя. Так он трижды ездил в Париж, посетил Гаагу (1626), побывал в Мадриде (1628) и Лондоне (1629). Во время своего пребывания в этих городах, он не переставал работать: в Мадриде им написан ряд портретов членов королевского семейства, исполнены для пиршественной залы уатгальского дворца, в Лондоне, девять больших плафонов на сюжеты из истории короля Иакова II. Кроме того, трудясь в Антверпене и Брюсселе, он создал большое количество картин религиозного, мифологического и жанрового содержания: "Поклонение волхвов" , "Бегство Лота", "Христа и Грешницу", "Воскрешение Лазаря" , "Вакханалию, "Вакха", "Сад любви", "Игру кавалеров и дам в парке", "Возчиков камней" и пр. В 1626 году умерла первая жена Pубенса, Изабелла, а в 1630 году он вступил во второй брак с Еленою Фоурман, которая с той поры стала являтся почти в каждой картине своего мужа. Последние десять лет жизни Рубенса (1630 - 40) были столь же производительны, как и первые периоды его деятельности. В эти годы он произвел одно из лучших своих созданий знаменитый триптих "Богоматерь вручает священное облачение св. Ильдефронсу", продолжал работать в уатгальском дворце, исполнил по заказу брюссельских ковровых фабрикантов целую серию картонов, изображающих "Жизнь Апеллеса" (в 9 сценах), "Историю Константина" (12 сцен), "Триумф церкви" ( 9 сцен). Когда в 1635 году, через год после смерти правительницы Нидерландов инфанты Изабеллы, король Филипп IV назначил в правители этой страны своего брата, кардинала-архиепископа толедского Фердинанда, Рубенсу было поручено устройство художественной части празднеств по случаю торжественного въезда нового штатгальтера в Антверпен; по эскизам и наброскам великого художника были сооружены и расписаны триумфальные арки и декорации, украшавшие собою городские улицы, по которым следовал кортеж принца. Кроме этих значительных работ, Рубенс исполнил немало и других, каковы например серии охотничьих сцен для королевского дворца дель-Прадо, в Мадриде, картины "Суд Париса" и "Диана на охоте", а также целый ряд пейзажей, в том числе "Прибытие Одиссея к феакийцам и "Радугу". Несмотря на столь кипучую свою деятельность, Рубенс находил время заниматься и другими делами; так, например, он вел переписку с инфантой Изабеллой, Амвросием Спинолою и сэром Дудлеем-Карльтоном, увлекался коллекционированием резных камней, причем для сочинения Пейреска о камеях рисовал иллюстрации, присутствовал при первых опытах с микроскопом, производившихся в Париже, интересовался книгопечатанием и изготовил для типографии Плантена ряд заглавных листов, обрамлений, девизов, заставок и виньеток. Смерть застигла великого мастера еще в полной силе его таланта: он умер в Антверпене, 30 мая 1640 году. Удивительная плодовитость Рубенса (одних его картин насчитывается свыше 2000) показалась бы прямо невероятною, если бы не было известно, что ему помогали в работе его многочисленные ученики; в большинстве случаев, Рубенс изготовлял лишь эскизы, по которым другие исполняли самые картины, которые он проходил своею кистью лишь напоследок, перед сдачею их заказчикам. Учениками-сотрудниками Рубенса были: знаменитый А. ван-Дейк, Квеллинус, Схуп, ванн Гук, Дипенбек, ван-Тюльден, Воутерс, д'Эгмонт, Вольфут, Герард, Дуффе, Франкойс, ван-Моль и др. Эрмитаж весьма богат произведениями Рубенса . В истории искусства Рубенс является величайшим из представителей не только фламандской, но и вообще европейской живописи XVII столетия, соединявшим в своем творчестве гениальную самобытность со всем лучшим, что могло быть унаследовано им от его предшественников.
По материалам «Энциклопедия Брокгауза и Ефрона»
КАРТИНЫ ПИТЕРА ПАУЛЯ РУБЕНСА
|
|
|
Рубенс "Оплакивание Христа", 1614, Художественно-исторический музей, Вена |
|
Рубенс "Четыре Евангелиста", 1614, замок Сан-Суси, Потсдам |
Рубенс "Воздвижение креста", триптих, 1610-1611, Кафедральный собор, Антверпен
|
|
Рубенс "Снятие с креста", триптих, 1611-1614, Кафедральный собор, Антверпен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Питер Пауль Рубенс "Святой Себастьян", 1614, Государственные музеи Берлина |
|
Рубенс "Святой Георгий побеждающий дракона", 1606-1610, музей Прадо, Мадрид |
|
"Мученичество св. Стефана", 1616-1617, Музей изобразительных искусств, Валансьен, Франция |
|
|
|
|
|
|
|
Рубенс "Христос у Симона Фарисея", 1618-1620, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
Рубенс "Мадонна в цветочном венке", 1620, Старая Пинакотека, Мюнхен |
|
|
|
|
|
|
|
"Сюзанна и старцы", 1609-1610, Музей Королевской академии изящных искусств имени святого Фердинанда, Мадрид |
|
Рубенс "Даниил в логове львов", 1615, Национальная художественная галерея, Вашингтон |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рубенс "Поклонение волхвов", 1624, Королевский музей изящных искусств, Антверпен |
|
Рубенс "Успение Пресвятой Девы Марии", 1626, Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен |
|
Рубенс "Святое семейство и святая Анна", 1630, Музей Прадо, Мадрид, Испания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Воздвижение креста: Sts Amand and Walpurgis", 1610, Кафедральный собор, Антверпен |
|
Рубенс "Благовестие", 1609-1610, Музей истории искусств, Вена |
|
"Воздвижение креста: Sts Eligius and Catherine", 1610, Кафедральный собор, Антверпен |
|
|
|
|
|
|
|
Рубенс "Самсон и Далила", 1609, Национальная галерея, Лондон |
|
"Юдифь с головой Олоферна", 1616, музей Herzog Ulrich Anton-Museum, Брауншвейг, Германия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
"Мученичество святого Себастьяна", 1608, Галерея Корсини, Рим |
|
Рубенс "Тайная вечеря", 1631-1632, Пинакотека Брера, Милан |
|
"Мученичество св. Ливина", 1633, Музей изящных искусств, Брюссель |
|
|
|
|
|
Питер Пауль Рубенс "Суд Париса", 1639, Музей Прадо, Мадрид, Испания
|
|
|
|
|
|
Питер Пауль Рубенс "Диана и нимфы, застигнутые фавнами", 1638-1640, Музей Прадо, Мадрид, Испания
|
|
|
|
|
|
|
|
"Венера, Купидон, Бахус и Церера", 1612-1613, Государственные музеи, Кассель |
|
"Два сатира", 1618-1619, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
|
|
|
|
|
|
Рубенс "Статуя Цереры", 1615, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
"Обнаружение младенца Эрихтониия", 1615, Собрание князя Лихтенштейна, Вадуц |
|
|
|
|
Рубенс "Диана, дарящая охоту Пану", 1615-1616, Национальный музей, Белград |
|
"Персей, освобождающий Андромеду", 1639-1640, Музей Прадо, Мадрид |
|
|
|
"Венера и Адонис", 1635, Метрополитен Музей, Нью-Йорк |
|
"Три Грации", 1639, Музей Прадо, Мадрид |
|
|
|
|
Рубенс "Похищение Деидамии", 1636-1638, Музей Прадо, Мадрид
|
|
|
|
|
Рубенс "Суд Париса", 1636, Национальная галерея, Лондон |
|
"Купидон, натягивающий лук", Старая Пинакотека, Мюнхен |
|
|
|
Рубенс "Похищение Ганимеда", 1611-1612, Дворец Шварценберг, Вена |
|
Рубенс "Пьяный Силенус", 1616-1617, Старая Пинакотека, Мюнхен |
|
|
|
|
Питер Пауль Рубенс "Пьяный Силенус", 1620, Национальная галерея, Лондон |
|
|
|
|
"Похищение дочерей Левкиппа", 1617, Старая Пинакотека, Мюнхен |
|
Рубенс "Бахус", 1638-1640, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
|
|
Рубенс "Юпитер и Каллисто", 1613, Государственные музеи, Кассель, Германия |
|
"Пасторальная сцена", 1636-1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
|
|
|
Питер Пауль Рубенс "Битва Амазонок", 1618, Старая Пинакотека, Мюнхен |
|
|
|
|
Рубенс "Пан и Сиринга", 1617-1619, Государственные музеи, Кассель |
|
"Венера перед зеркалом", 1615, Собрание князя Лихтенштейна, Вадуц |
|
|
|
|
Рубенс "Четыре Континента", 1615, Музей истории искусств в Вене (Kunsthistorisches Museum) |
|
Рубенс "Триумф Победы", 1614, Государственные музеи, Кассель, Германия
|
|
|
"Союз Земли и Воды", 1618, Эрмитаж, Санкт-Петербург |
|
"Ночная сцена", 1616-1617, частная коллекция |
|
e-mail: info@dpholding.ru : (967) 105-68-67
|
|
|