Рембрандт

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn, 1606 - 1669) — голландский художник, рисовальщик, гравер, офортист, великий мастер светотени, творчество которого знаменует собой вершину развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается исключительным многообразием по жанровой принадлежности: он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы, был непревзойденным мастером рисунка и офорта. Искусство Рембрандта отличается необычайной жизненностью и глубокой человечностью образов. Рембрандт создал более 250 картин, 300 гравюр и 1000 рисунков.
Рембрандт родился в многодетной  семье мельника в голландском городе Лейдене (Leiden). Там же он посещал латинскую школу и университет (поступил в университет в 14 лет). В университете Рембрандт  интересуется не столько правом и теологией, сколько живописью и рисунком, так что родители в конце концов вынуждены были забрать его из университета и отправить учиться к художнику. Рембрандту было около 16 лет, когда он поступил к своему первому учителю, Якобу ван Сваненбюрху. В его мастерской юноша пробыл 3 года, там он научился только азбуке искусства. Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в 1624 году в ученье к мастеру исторической живописи Питеру Ластману , ученику Адама Эльсгеймера. Этот наставник оказал на Рембрандта довольно значительное влияние и, по-видимому, научил его также гравировальному искусству. Ластман, искусный мастер, обучавшийся в Италии, познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия.  Пребывание у Ластмана длилось полгода, а потом восемнадцатилетний Рембрандт возвращается в Лейден (1625 или 1626). Здесь он подружился с другим подающим надежды живописцем (тоже учеником Ластмана), Яном Ливенсом, - на протяжении нескольких лет они часто писали вместе.  В 1627 году Рембрандт открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет завоевал значительную известность. Примерно в 1631 году переехал в Амстердам, который в это время на глазах превращался в один из крупнейших центров торговли. Старый город был очень живописен. Все, что необходимо для вдохновения художника: трудолюбивая, пестрая толпа, разнообразие образов и мыслей, богатый выбор типов - все это Рембрандт мог найти в этом очаге цивилизации. В Лейдене Рембрандт чаще всего писал небольшие по размеру сюжетные картины (это были трактовки религиозных сюжетов, портреты и автопортреты, характерные сценки). Теперь он стал работать на заказ, что позволило ему быстро добиться успеха, у него обучались многочисленные ученики. В бюргерской среде Рембрандт становится популярным портретистом. Заказные портреты этих лет отличаются детальной передачей черт лица, одежды, драгоценностей ("Проповедник Ансло с женой", 1641, Картинная галерея, Берлин-Далем).  Из 50 картин, датированных 1632-1633, 46 являются портретами или этюдами голов. Одним из самых известных портретов по праву считается "Урок анатомии доктора Н. Тюльпа" (1632, Гаага, Маурицхёйс). Работа имела небывалый успех, означавший официальное признание двадцатишестилетнего художника. В самое короткое время мастерская Рембрандта сделалась центром художественного мира Амстердама. Богатые граждане постоянно обращались к нему с заказами, гравюры его раскупались нарасхват; даже за границей Голландии он пользовался такой славой, что некоторые продавцы картин и эстампов подделывали его подпись на произведениях других, менее известных художников.  В 1634 году Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх (Saskia van Uylenburg), дочери бургомистра из влиятельного и богатого рода, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью (например, известная “Даная”, хранится в Эрмитаже, Санкт-Петербург; "Саския с цветком" , 1641, Дрезденская Картинная галерея).  Любимая жена внесла в одинокое жилище скромного художника свет счастья и являлась источником вдохновения. Дом он обставил с умением артиста и страстного собирателя редкостей, превратив его в настоящий музей. В картинах этих лет Рембрандт нередко отдавал известную дань внешней патетике и динамичности барокко ("Ослепление Самсона", 1636, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне), но создавал и произведения, проникнутые подлинным драматизмом и демократизмом образов ("Снятие со креста", 1634, Эрмитаж, Ленинград). К 1630-м годам относятся его первые пейзажи ("Пейзаж с каменным мостом", около 1638, Рейксмюсеум, Амстердам), а также первые капитальные гравюры ("Возвращение блудного сына", 1636; "Автопортрет в берете", 1639). Прибегая к различным техническим приёмам, мастер создал в ранний период многие из своих лучших карандашных рисунков, но чаще всего он обращался к рисунку пером и кистью. Сюжеты античной мифологии вдохновили Рембрандта на создание нескольких удивительных произведений ("Похищение Прозерпины", Берлин-Далем, музей; "Похищение Европы", 1632, Нью-Йорк, музей Метрополитен; "Похищение Ганимеда", 1635, Дрезден, Картинная галерея; "Диана и Актеон", 1635, Вестфалия, замок Реде). Но вершиной этой серии мифологических полотен является, несомненно, «Данная» (1636, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), самая прекрасная "одалиска" Рембрандта, изумительный пример слияния человечности и поэзии, столь свойственного всему творчеству художника.  В 1642 году судьба наносит тяжелый удар Рембрандту - умирает Саския, от семилетнего брака у нее было четверо детей, из которых только один сын, Титюс, пережил свою мать. В этом же году он пишет свое самое выдающееся и знаменитое полотно “Ночной дозор” (The Night Watch), композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом. После смерти жены жизнь художника дала трещину. Безмерно опечаленный смертью любимой жены, художник не мог заставить себя сконцентрироваться на привычной работе – заказных портретах – и быстро растерял богатых заказчиков. На протяжении 1640-х годов творчество Рембрандта утрачивает присущие ему ранее черты мажорности, мастер пишет преимущественно спокойные, проникнутые большой теплотой чувства библейские сцены, раскрывая тончайшие оттенки человеческих переживаний ("Давид и Ионафан", 1642, "Святое семейство", 1645, - обе Эрмитаж; "Христос с учениками в Эммаусе", 1648, Лувр, Париж), продолжает работать над портретами ("Старик в шлеме", около 1650, Картинная галерея, Берлин-Далем) и пейзажами ("Зимний пейзаж", 1646, Картинная галерея, Кассель). Для живописи Рембрандта этого периода характерны богатство светотени, теплота колорита, в котором преобладают сочетания красных и золотисто-коричневых тонов. Эмоциональной насыщенностью образного строя, тончайшей светотеневой игрой отмечена графика 1640-х годов (гравюры: "Христос, исцеляющий больных", или т. н. "Лист в сто гульденов", около 1642-1646; "Три дерева", 1643). В 1647 году у художника начинается связь с двадцатилетней Хендрикье Стоффельс, приехавшей в Амстердам в поисках работы. Считается, что в цветущей "Женщине в постели" из Эдинбурга изображена Хендрикье, а также она была моделью для таких произведений, как берлинская "Сусанна и старцы" или парижская "Вирсавия с письмом Давида". О Хендрикье напоминают лондонский шедевр "Молодая женщина, купающаяся в ручье" (1654) и "Портрет женщины у окна" (1656-1б57). В композициях 1650-х годов ("Иаков, благословляющий сыновей Иосифа", 1656, Картинная галерея, Кассель) Рембрандт всё чаще обращается к крупнофигурным сценам, сообщая образам особую ясность и монументальность. В эти годы Рембрандт создаёт многие из своих наиболее значительных портретов [портреты: Яна Сикса, 1654; сына Титуса за чтением, около 1657, Художественно-исторический музей, Вена; автопортреты (1660, Лувр, Париж, и др.)], в том числе портреты стариков, где воплощены внутренняя красота и мудрость людей, проведших долгую жизнь, полную горестей и лишений (т. н. "Портрет жены брата Рембрандта", 1654, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; "Портрет старика в красном", около 1652-1654, Эрмитаж). Графика Рембрандта 1650-х годов сходна в основных чертах с современной ей живописью мастера (гравюры: "Слепой Товий", 1651; "Фауст", около 1652; "Три креста", 1653). В 1656 году Рембрандт был объявлен несостоятельным должником; в 1657-1658 годах всё его имущество было продано с аукциона. Рембрандт перебирается в еврейский квартал Амстердама и там, в стеснённых обстоятельствах, проводит остаток жизни. В последнее десятилетие творчество Рембрандта достигает наибольших высот и представляет собой как бы синтез всех исканий мастера. В 1661 году Рембрандту была заказана большая историческая картина для амстердамской ратуши на тему из далёкого прошлого Голландии ("Заговор Юлия Цивилиса", сохранился лишь фрагмент, 1661, Национальный музей, Стокгольм). Это произведение, отличающееся монументальностью и героической мощью замысла, не было принято заказчиками из-за его сурового реализма. К позднему периоду относится также ряд наиболее глубоких и сложных по психологической структуре религиозных композиций Рембрандта ("Ассур, Аман и Эсфирь", 1660, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; "Возвращение блудного сына", около 1668-1669), замечательные своим лаконизмом и силой характеристик портреты ("Старейшины суконного цеха, или т. н. синдики", 1662, Рейксмюсеум; "Поэт И. Деккер", 1666, Эрмитаж). В поздних произведениях широкая, свободная живопись Рембрандта приобретает особую пространственную глубину, а светотень выступает в качестве мощного средства композиционного построения и раскрытия психологических коллизий. Поздним рисункам Рембрандта (исполненным преимущественно тростниковым пером) присущи предельная меткость наблюдений, выделение основных, наиболее характерных особенностей натуры. Хотя из непосредственных учеников Рембрандта лишь немногие (например, К. Фабрициус и А. де Гелдер) сумели органически воспринять его творческие принципы, реалистическое новаторство произведений Рембрандта сделало его одним из влиятельнейших художников в истории мирового искусства. Великий мастер оказал огромное влияние на всю голландскую живопись; главные из его непосредственных учеников - Ф. Боль, Г. Флинк, Г. ван ден Экгоут, А. де Гельдер, Н. Мас, Фабрициюс, Ф. де Конинк. С. ван Гогстратен, Я. Бакер, Я. де Вет, В. де Портер, Ю. Овенс, А. Вердаль и Дрост.

«Большая советская энциклопедия»; «Брокгауз и Ефрон»; «Художественная галерея» №9, 2004; Анатолий Вержбицкий, «Творчество Рембрандта».

 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67