Дионис, Вакх, Бахус

ДИОНИС (греч. Dionysos, возм. от nysseion horos — «плодовые сады») — в древнегре­ческой мифологии — божество плодонося­щих сил земли, растительности, виногра­дарства и виноделия.  Мифологический персонаж Дионис — божество восточного, фракийского или фригийского происхождения. В Элладе распространение его культа началось сравни­тельно поздно, в VIII—VII веках до н. э. Со­гласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и Семелы. Одним из противников Диониса был Дамаск (эпоним города Да­маска), подрубивший топором посажен­ные Дионисом виноградные лозы, за что Дионис содрал с него кожу. Другим про­тивником Диониса был Аполлон (божество эллинской родовой аристократии). Одно из имен Диониса — Вакх (у римлян Бахус, греч. Bakchos, лат. Bacchus) — происходит от молитвенного возгласа «Иакх» участников Элевсинских мистерий. Среди множества сказаний о рождении Диониса есть сюжет о том, как по науще­нию ревнивой Геры, супруги Зевса, Дионис был растерзан титанами. Но Афина спасла сердце Диониса, и Зевс родил из него (за­шив его предварительно в свое бедро) но­вого бога. Смерть и возрождение божества стали основой Дионисийских мистерий. Скитаясь по Египту и Си­рии, Дионис пришел во Фригию, где к сво­им таинствам его приобщила богиня Кибела. После этого Дионис отправился в Индию. На обратном пути у о. Наксос на его ко­рабль напали пираты, но бог явился в обра­зе медведицы, виноградные лозы охватили мачту корабля, а бросившиеся от страха в море пираты превратились в дельфинов. На этот сюжет известна роспись килика из Вульчи работы мастера Эксекия (ок. 535 г. до н. э.). На о. Наксос Дионис встретил покинутую Тесеем Ариадну. Одно из воплощений Диониса — Галией (греч. Galeios — «Спо­койное море»), культовое изображение ко­торого окунали в море. Другое — Гиетий (греч. Hyetios — «Дождливый»). Когда боги, спасаясь от Тифона, стали принимать об­разы разных животных, Дионис превратил­ся в козла. Отсюда прозвание козленка: «Обращаю­щийся Дионис» (греч. «Epiphos о Dionysos»). Дионис считается основателем г. Ниса. С его культом связан праздник Киссотомы. Атрибуты бога Диониса: шишка пинии — символ плодородия, канфар, тирс (жезл, увитый плю­щом), инжир, фаллические изображения. Из живот­ных Дионису посвящались барс и пантера, из растений — ферула. На античных фресках и мозаиках можно видеть Диониса, воссе­дающего верхом на пантере или барсе. Иногда его голова украшена ба­раньими рогами. Пантера, пьющая из кувшина, — символ Дионисийских мистерий. Одна из гипотез предполагает, что образ Диониса с бараньими или бычьими рогами заим­ствован с Крита. Архаические статуэтки Диониса из керамики или дерева (также связанные с крито-микенским искусством) окраши­вали киноварью в ярко-красный цвет. В ран­нюю эпоху Диониса изображали, подобно Гераклу, пожилым и бородатым, позднее, в эллинистическую — изнеженным юношей с шишкой пинии и гроздью винограда в руках. Многочисленная свита Диониса называется фиас. В нее входили менады, одевавшиеся в лисьи шкуры (от­сюда их прозвание — бассариды от фракийск. bassara — «лисица», а Диониса — Бассарей). Диониса сопровождали лысые силены с лошадиными ушами и длинными конскими хвостами, козлоногие сатиры, кентавры и кентаврессы, играющие на флейте или свирели, Гёлос — олицетворение смеха и шутовства, Опора — древнегрече­ская богиня урожая. Иногда рядом с Диони­сом изображались Афродита и Персефона, также символизирующие плодоносящие силы природы. Арфа, обвитая виноградной лозой, — символ дионисийской музыки. В Древнем Риме Диониса отож­дествляли с божеством Либером. В Греции в первый день весеннего праздника Анфестерии статуи Диониса украшали цвета­ми, и этот день называли также Пифоигия из-за того, что откупоривали большие боч­ки с вином — пифосы. Еще одно название этого праздника — Оместёс (греч. Omestes от omos, omophagos — «поедающий сырое мясо»). Есть предположение, что это на­звание восходит к архаическим временам человеческих жертвоприношений, либо от того, что неистовствующие вакханки из свиты Диониса раздирали надвое молодых козлят. Во время весенних праздников Диониса совершали символический обряд бракосо­четания бога виноделия с женой архонта басилевса. Осенний праздник сбора вино­града в Афинах назывался Осхофории («Не­сения винограда»). В Спарте в этот день двое юношей должны были пробежать с гроздьями винограда от святилища Дио­ниса до храма Афины. Еще один из эпите­тов Диониса, под которым он почитал­ся пастухами Коринфа, — Меланэгидный («С черными козами»). Один из вакхиче­ских обрядов назывался «Песнь о козле» (греч. tragodia) — от этого слова возник тер­мин «трагедия». С шишкой пинии на жезле Вакха-Диониса связывают символику «всевидящего ока» Киклопа. Еще один античный сюжет: «Со­стязание Диониса с Гераклом», в котором герои изображаются пьющими из кубков или ритонов, удобно расположившимися в биклинии. Рядом — Мельпомена, муза тра­гедии; тимпан и палица — атрибуты дионисийского культа. В эпоху Итальянского Воз­рождения юный Микеланжело, создавая статую забавно подвыпившего Вакха, взял за образец античную статую Диониса с чашей. В XVII веке, в эпоху Барокко, художники вспомнили фразу из комедии Теренция: «Без Вакха и Цереры Венера зябнет».


 
Пи­тер Па­уль Ру­бенс "Вакх", 1638-40, Го­су­дар­ст­вен­ный Эр­ми­таж, Санкт-Пе­тер­бург
 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67