ДЕМЁТРА (греч. Demeter от De-mater — «Зерно-Мать», или «Земля-Мать») — древнегреческая богиня земледелия и плодородия, дочь Кроноса и Реи. Сын Деметры и Иасиона — бог богатства Плутос. Деметра считается хтоническим божеством. Ее происхождение связывают с культом египетской Исиды, перенесенным в Аттику. Отождествлялась с «Великой матерью богов» Кибелой. Римляне почитали ее под именем Цереры. Как и ее мать Рею, Деметру изображали в «градской короне», в форме крепостной стены с зубцами и башнями, иногда образ богини замещали изображением столба, дерева. От
Зевса Деметра родила Персефону. После похищения своей дочери Персефоны богом подземного мира Аидом скиталась из страны в страну, прибыла в Элевсин и основала там знаменитые Элевсинские мистерии. Через сына элевсинского царя Триптолема богиня Деметра научила людей земледелию. Деметра молила Зевса вернуть ей дочь. Под именем богини Део (греч. deo — «мольба, плач») Деметра почиталась в Аркадии (ее изображали с лошадиной головой и голубем в руке). Одно из ее прозваний — Эриния (греч. Erinyia — «Мстящая»). В поздней античности
мифологический персонаж Деметру также называли «Mater Dolorosa». Это прозвание стало затем эпитетом Богоматери. Зевс приказал вернуть Персефону матери, но хитрый Аид дал Персефоне гранатовое зернышко, чтобы она не забыла царство смерти. Поэтому две трети года Персефона проводит с матерью, и тогда природа расцветает, а одну треть года — в подземном царстве, и тогда природа увядает. Осенью эллины праздновали Фесмофории (греч. Thesmophoros — «Несение даров»), зимой, когда посевы зеленели, — приносили ивовые ветви и жертвы Деметре-Хлое (греч. Chloe — «Зелень»). Отсюда праздник Галои (греч. halos — «сад») — возделывания садов и первой пробы молодого вина. Праздник отмечали в начале января, главным образом женщины, которые несли в процессиях фаллические символы. Летом праздновали Каламайи и Фалисии, также связанные с культом богини плодородия Деметры. Храм Деметры в Элевсине назывался Анакторон («Дом Владычицы»). Другие эпитеты богини — Хамине (греч. Chameune — «Почившая в земле», имеются в виду осенние посевы) и Хтония (греч. Chthonia — «Подземная»). В позднейших изображениях (в облике римской Цереры) богиню часто представляли на колеснице, запряженной крылатыми змеями, в венке из хлебных колосьев и с двумя факелами (чтобы лучше видеть в подземном царстве Аида, разыскивая дочь Персефону). В Элевсинских мистериях факелы символизировали Интуицию и Разум. В искусстве Классицизма этот образ использовали в аллегории четырех времен года. Мистерии Деметры существовали также на о. Самофракия. В V веке до н. э. сложился общий культ Деметры, Диониса и Коры (одно из имен Персефоны, использовавшееся в мистериях). В Риме эти персоны были отождествлены с Церерой, Либером и Либерой и изображались одной скульптурной группой. В отличие от других античных богинь, Деметру никогда не представляли обнаженной. Некоторые из ее статуй, по сообщениям Павсания, драпировали настоящими льняными тканями.