Деметра

ДЕМЁТРА (греч. Demeter от De-mater — «Зерно-Мать», или «Земля-Мать») — древнегреческая богиня земледелия и пло­дородия, дочь Кроноса и Реи. Сын Деметры и Иасиона — бог богатства Плутос. Деметра считается хтоническим божеством. Ее происхождение связывают с культом еги­петской Исиды, перенесенным в Аттику. Отождествлялась с «Великой матерью бо­гов» Кибелой. Римляне почитали ее под именем Цереры. Как и ее мать Рею, Деметру изображали в «градской короне», в фор­ме крепостной стены с зубцами и башнями, иногда образ богини заме­щали изображением столба, дерева. От Зевса Деметра родила Персефону. После похищения своей дочери Персефоны богом подземного мира Аидом ски­талась из страны в страну, при­была в Элевсин и основала там знаменитые Элевсинские мистерии. Через сына элевсинского царя Триптолема богиня Деметра научила людей земледелию. Деметра мо­лила Зевса вернуть ей дочь. Под именем богини Део (греч. deo — «мольба, плач») Деметра почиталась в Аркадии (ее изобра­жали с лошадиной головой и голубем в ру­ке). Одно из ее прозваний — Эриния (греч. Erinyia — «Мстящая»). В поздней античности  мифологический персонаж Деметру так­же называли «Mater Dolorosa». Это прозвание стало затем эпитетом Богоматери. Зевс при­казал вернуть Персефону матери, но хит­рый Аид дал Персефоне гранатовое зер­нышко, чтобы она не забыла царство смер­ти. Поэтому две трети года Персефона проводит с матерью, и тогда природа рас­цветает, а одну треть года — в подземном царстве, и тогда природа увядает. Осенью эллины праздновали Фесмофории (греч. Thesmophoros — «Несение даров»), зимой, когда посевы зеленели, — приносили иво­вые ветви и жертвы Деметре-Хлое (греч. Chloe — «Зелень»). Отсюда праздник Галои (греч. halos — «сад») — возделывания садов и первой пробы молодого вина. Праздник отмечали в начале января, главным образом женщины, кото­рые несли в процессиях фаллические сим­волы. Летом праздновали Каламайи и Фалисии, также связанные с культом богини плодородия Деметры. Храм Деметры в Элевсине назывался Анакторон («Дом Влады­чицы»). Другие эпитеты богини — Хамине (греч. Chameune — «Почившая в земле», имеются в виду осенние посевы) и Хтония (греч. Chthonia — «Подземная»). В по­зднейших изображениях (в облике рим­ской Цереры) богиню часто представляли на колеснице, запряженной крылатыми змеями, в венке из хлебных колосьев и с двумя факелами (что­бы лучше видеть в подземном царстве Аида, разыскивая дочь Персефону). В Элевсинских мистериях факелы символизировали Интуицию и Разум. В искусстве Класси­цизма этот образ использовали в аллего­рии четырех времен года. Мистерии Деметры существовали также на о. Самофракия. В V веке до н. э. сложился общий культ Деметры, Диониса и Коры (одно из имен Персефоны, использовавшееся в мистериях). В Риме эти персоны были отождествлены с Церерой, Либером и Либерой и изобража­лись одной скульптурной группой. В отли­чие от других античных богинь, Деметру никогда не представляли обнаженной. Некоторые из ее статуй, по сообщениям Павсания, драпировали настоящими льняны­ми тканями.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67