Венера, Афродита

ВЕНЕРА (вульг. лат. Venera от лат. Venus, venia — «милость, благодеяние богов»; venerare — «почитать») — древнеримская бо­гиня садов, плодов. Вначале — персонификация милости богов. Со временем ее имя стало связываться с лат. venerare — «укра­шать» и, вероятно, с венком — предметом, которым увенчивали статую божества за благодеяние. Отсюда venustas — «прелесть, изящество, красота, сладость» и venustare — «украшать». По иным предположениям, слово venus восходит к этрусской Ванте (Vanth), демону загробного мира. Богиню соотносили также с египетской Исидой и семитской Астартой. С распространени­ем в Риме сказаний об Энее римская Вене­ра стала отождествляться с греческой Афродитой, матерью героя и богиней любви. Так Венера стала не только богиней красоты и любви, но и прародительницей потомков Энея и, следовательно, всех римлян. В 295 году до н. э. в Риме был учрежден государственный культ богини Венус, в 215 году до н. э. освя­щен храм Венеры Эрикины (Venus Erycinus, Eryx) на горе Эрике в Сицилии, откуда эта богиня якобы происходит. В 83 году до н. э. диктатор Сулла учредил культ Венеры Счастливой (Venus Felix), так как считал, что богиня приносит ему удачу, а сам при­нял титул Эпафродит (лат. Epaphroditus — «Афродитский»). Прародительницей сво­его рода считал Венеру Гай Юлий Цезарь. В то же время, согласно греческому мифу, Афро­дита-Венера рождена из пены, взбитой упавшим в море фаллосом бога неба Урана, оскопленного Кроносом. Отсюда ореол лю­бовной страсти, эротики, окружавший об­раз богини и проявившийся достаточно сильно в творчестве античных писателей и художников. Венера — мать Амура, или Ку­пидона, проказника и сводника. Ее спут­ницы — три грации. В астрологической символике  мифологический персонаж Венера — «женская планета, мягкая и чувственная, окрыляющая фан­тазию», а также «принуждающая к любви». Она связывается с зодиакальными знаками Весов (это ее «дневной дом») и Тельца («ночной дом»). Изображается пышно одетой молодой женщиной с лавровой ветвью в руках. Появляясь на небосводе как утренняя и как вечерняя планета, Венера почитается либо солнечной, либо лунной. Она царствует на небосводе в границах ночи и дня, когда все звезды меркнут в лучах утренней зари. Символизирует соединение про­тивоположностей (в поэтической версии: духовной и физической любви). Венера следует за Луной и предшествует Солнцу, потому иногда называется пажом «боже­ственного Солнца». Она «натягивает лук и мечет дротики» — это означает «пуск но­вой Луны и плавание по морю ночи». Ве­нера тем самым охраняет Луну от сил зла, символизирует «воды, женскую пассив­ность, страсть, желание, творческое мате­ринское начало». Венере обычно посвя­щается зеленый цвет, но также желтый цвет, голубой, розовый. Ее камни — светлый, го­лубой сапфир, бирюза, а также агат и жем­чуг. Кроме того, Венере посвящают «камни Луны»: аквамарин, изумруд, берилл и неж­но-розовые кораллы. Из металлов — медь. На небосводе Венера появляется весной, и ее месяц — апрель. Поэтому она — оли­цетворение весны. В раннехристианском искусстве богиня Венера отождествлялась с Евой. В искусстве Итальянского Возрож­дения прекрасная и обольстительная Вене­ра — самая любимая из богинь. Чаще всего она изображается как греческая Афродита — в раковине, которую несут по морю дельфи­ны или — за тоненькие ленточки — голуби и лебед. На исходе Средневековья и в эпоху Возрождения полу­чил распространение сюжет «Нимфа ис­точника». В нем Венера представлена об­наженной как источник жизни и прародительница людей. Причем обнаженность символизирует чистоту и невинность. Именно так этот сюжет объясняется в «Гипнеротомахии Полифила». Согласно «Иконологшескому лексикону» XVIII века, «Боги­ню Венус должно изображать в окружении птиц: лебедей, воробьев и с голубем в руке. Среди атрибутов богини — горящий факел (он разжигает любовь), пламенеющее сердце, волшебный пояс любви (у Афродиты), красная роза и вечнозеленый мирт. В истории изобра­зительного искусства образ Венеры посте­пенно терял свое религиозное и мифоло­гическое значение и становился поводом к демонстрации обнаженного женского тела. В эпоху Возрождения возникло понятие наготы «естественной», «природной» (лат. naturalis). Идея прекрасной наготы воплощалась в изображении купальщиц, нимф, с пристальным вниманием к форме, анатомии и пластике обнаженной фигуры. В отличие от античной, холодной и отвлеченной кра­соты, новая эстетика была чувственной и в то же время демонстрирующей христиан­ское целомудрие. Это почти невозможное, но характерное именно для эпохи Возрож­дения сочетание отражено, к примеру, в картине С. Боттичелли «Рождение Вене­ры»: одной рукой богиня «кокетливо-це­ломудренно» прикрывает лоно, другой — грудь. Длинные воло­сы и воздушные драпировки подчеркивают семантическую игру. Этот образ, получивший название «Венера Стыдливая» или «Целомудрен­ная» (лат. Venus Pudica), формально повто­ряет позу прославленной греческой статуи Праксителя «Афродита Книдская». Присутствующая в композиции статуи гидрия (сосуд для воды) превращалась в ат­рибут Венеры — вазу, в которой «горит пламя божественной любви». Одновременно существовала дру­гая трактовка, откровенно вызывающая, чего не скрывали заказчики и сами худож­ники. Эта линия продолжала греческую традицию архаической «Афродиты Механикос» и «Афродиты Перибасии». Изо­бражение прекрасного обнаженного тела одновременно как предмета возвышенного поклонения и физического вожделения хорошо отражает эстетику эпохи Возрож­дения. Тогда и была разработана новая композиция «лежащих Венер». Весь их облик, сама поза выражают любовное томле­ние, ожидание; непременная деталь: по­душка под головой — атрибут физической любви. Тот же подтекст присутствует в сю­жетах «Венера и Марс», «Даная». Видимая легкость, доступность обладания богиней придавала им особенную пикантность. Античная сентенция «Без Вакха и Цереры Венера зябнет» была дополнена понятием venusta (итал. «совершенная красота», не холод­ная, но и не слишком чувственная). Ита­льянские литераторы-гуманисты эпохи Возрождения с интересом обсуждали тему «двух модусов любви»: «in bono» (итал. «в хорошем, высоком смысле») и «in malo» («в дурном, низменном»), а также тему стремления к природе как «второй, более совершенной Венере». Ренессансный иде­ал гармонии тела и души, чувственности и поэзии, любви (Венеры) и «натуры» (при­роды) был найден в картинах Джорджоне и Тициана («Любовь Земная и Любовь Небесная»; «Сельский концерт»; «Спящая Венера»). В искусстве позднего Возрожде­ния, особенно в произведениях венециан­ской школы живописи, эта поэтическая тема постепенно упрощалась и трактова­лась более приземленно. Таков сюжет «Ту­алет Венеры», или «Венера перед зеркалом», в котором под видом богини показывалась пышнотелая венецианка с чертами какой-либо знатной дамы. «Венеру» представля­ли обнаженной или полуодетой, смотря­щейся в зеркало, которое держит перед ней Амур. Позднее, в эпоху Классицизма, Ба­рокко, Рококо, салонного искусства XIX века, композиционное решение женского пор­трета, стилизованного под «Венеру и Аму­ра», стало каноническим. Изображение Ве­неры в европейском искусстве окончатель­но превратилось в атрибут композиций, в которых тема — лишь повод для ню. Тема Венеры с неотвязным подтекстом плотского греха, соблазна пронизывает многие классические сюжеты европейской живописи. 

Основные сюжеты изобразительного искусства на темы древнегреческих мифов и древнеримской мифологии активно используются художниками компании «Неостильарт»  для разработки сюжетных композиций для росписи стен и потолков интерьеров различного назначения. В базе данных компании собрано огромное количество художественного материала, на основе которого может быть составлен любой эскиз и выполнена работа по росписи Вашего интерьера. 


 
Фран­суа Бу­ше "Ве­не­ра про­сит Вул­ка­на из­го­то­вить ору­жие для Энея", де­сю­де­порт для зам­ка Мар­ли, 1732, Лувр, Па­риж
 


 
Фран­суа Бу­ше "Ве­не­ра в куз­ни­це Вул­ка­на", 1757, Лувр, Па­риж
 

 
Фран­суа Бу­ше "Ве­не­ра в куз­ни­це Вул­ка­на", 1769, Те­хас­ский Ху­до­жест­вен­ный му­зей Ким­бел­ла (Kimbell Art Museum), США
 


 
Фран­суа Бу­ше "Рож­де­ние Ве­не­ры", 1740, На­цио­наль­ный му­зей Шве­ции, Сток­гольм
 


 
Хен­дрик Гол­ци­ус «Ве­не­ра за­мер­з­ла бы без Це­ре­ры и Вак­ха», 1599-1602, Му­зей ис­кус­ств, Фи­ла­дель­фия

 

 

 ВЕНЕРА ВЕРТИКОРДИЯ (лат. Venus Verticordia — «Венера, отворачивающая сердца») — название древнеримского культа и изображений богини Венеры, «обращаю­щей» сердца людей «от вожделения к цело­мудрию». Предполагают, что этот культ продолжал почитание древнегреческой Афродиты Апострофии («Отвращающей от бесчестия»). Он был установлен в Риме в III веке до н. э. для защиты дев и матрон от посягательств мужчин. Возвели храм, в котором служили весталки; за наруше­ние обета целомудрия их живыми замуро­вывали в подземные склепы. Статуи Ве­неры-защитницы не сохранились. Веро­ятно, они представляли богиню вооружен­ной копьем, в шлеме и со щитом, как защитницу женской чести, подобно Аф­родите Апострофии.

«ВЕНЕРА И АНХИС» - древнеримское переложение греческого мифа о рождении Энея, осуществленное латинским писате­лем Гигином по греческим источникам. Примыкает к сюжету «Венера Прароди­тельница». Когда Анхис пас стада в окрес­тностях горы Ида, к нему явилась Афроди­та. Пленившись, «она возлегла с ним». От Анхиса богиня родила героя Энея, но велела не разглашать тайну людям. Анхис случайно нарушил запрет и был насмерть пора­жен молнией Зевса (в позднейшей версии только ослеп). Живописцы Классицизма и Барокко на этот сюжет писали картины: Венера, переодетая простой смертной, ук­рашенная драгоценностями, сидит на ложе под балдахином; рядом Анхис, снимающий с нее сандалии. Иногда композиция допол­няется бандеролью с надписью: «Genus unde Latinum» (лат. «Откуда пошел латинский народ».

 
Сандро Боттичелли "Венера и Марс", около 1483, Лондонская национальная галерея.


«ВЕНЕРА И МАРС»
(лат. Venus et Mars) -древнеримское переложение греческого мифа о любовной связи Афродиты и бога войны Ареса (у римлян Марс) и их разоб­лачения на глазах у всех олимпийских богов хитроумным Гефестом.В эпоху Итальянского Возрождения и позднее, в искусстве XVII—XVIII вв., этот сюжет получил новую трактовку в качестве аллегории красоты и мужества, победы любви над войной. Известна картина С. Бот­тичелли, на которой изображены Венера и Марс, полулежащие друг против друга. Бог войны Марс, утомленный сражения­ми,заснул. Венера, раздраженная тем, что в битвах боги забывают о любви, приказа­ла своим детям Амурам (Боттичелли изо­бразил фавнов или сильванов) похитить во­инские доспехи Марса. В эпоху Возрождения картины на этот сюжет часто заказывали живописцам по случаю помолв­ки или свадьбы. Ху­дожники, в свою очередь, редко могли удер­жаться от того, чтобы не дать волю юмору и не показать шалости Амуров: мальчишки пытаются напялить на себя огромные ла­ты и шлем, дерутся за обладание копьем. Иногда этот сюжет называют «Амуры с доспехами Марса». В искусстве французс­кого Рококо и Неоклассицизма он был рас­ширен: Венера решила наказать всех олим­пийских богов. Ее дети стащили у спящих обитателей Олимпа атрибуты их власти: у Юпитера— молнии, у Вакха — тирс, у Мер­курия — кадуцей, у Юноны — ее павлинов и колесницу.Поодаль изображены веселя­щийся Марс и сияющая от радости Венера. Так на основе античного мифа в европейском искусстве сложился типично буду­арный сюжет.

 
Тициан "Венера перед зеркалом", около 1555, холст, масло, Национальная галерея, Вашингтон.                    

«ВЕНЕРА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ» - карти­на выдающегося живописца венецианской школы Тициана Вечеллио (1490-1576). Со­здана в 1550-х гг. Картина является одним из самых ярких воплощений гедонистического отношения венецианцев на закате эпохи Возрождения к искусству и жизни, красоте живописи, вкуса к фактуре доро­гих материалов, изысканно оттеняющих наготу. Пышнотелая и златоволосая венецианка, изображенная Тицианом, любуется отражением в зеркале. Другое на­звание картины: «Туалет Венеры». «Величественная богиня укутала свое мра­морное тело в широкие меха... с холодным достоинством исследует она свои величест­венные прелести в зеркале. Эта картина — сплошная лесть в красках... символ тира­нии и жестокости, таящихся в женщине и ее красоте, в который превратилась натур­щица Тициана» (Захер-Мазох Л. фон). Прием живописной метонимии, объясняющий использование имени древнеримской богини любви и красоты, типичен для многих произведе­ний художников венецианской школы. Мотив зеркала и тот же тип женской красоты повторяются в дру­гих картинах Тициана и его последовате­лей. «Венера перед зеркалом» входила в состав галереи Барбариго, приобретенной в Венеции в 1850 году для петербургского Эрмитажа императо­ром Николаем I за 525 тысяч франков. А. Н. Бенуа считал эту картину «наиболее драгоценным перлом Эрмитажа», В. И. Су­риков — лучшим произведением Тициана. В 1931 году картина, среди прочих шедевров, была продана советской властью амери­канскому коллекционеру Э. Меллону, который подарил ее городу Вашингтону. Ныне хранится в Национальной галерее в Вашинг­тоне.

ВЕНЕРА ПРАРОДИТЕЛЬНИЦА (лат. Venus Genetrix) — наименование культа бо­гини Венеры в Древнем Риме. Гай Юлий Цезарь, первый римский император (в 45— 44 до н. э.), через древнегре­ческого героя Энея возводил происхожде­ние рода Юлиев к богине Афродите-Венере. В 46 году до н. э. он учредил в Риме культ «Богини Прароди­тельницы» и приказал построить в ее честь храм на Форуме Цезаря. В храме находи­лась знаменитая картина Апеллеса «Афро­дита Анадиомена». После убийства Цезаря в 44 году до н. э. заботу о семейном культе взял на себя его преемник Октавиан Август.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67