Гермес, Меркурий

ГЕРМЕС (греч. Hermes от herma — «столб») — в древнегреческой мифологии — самый юный и быстрый из Олимпийских богов, служивший вестником, посланни­ком, прежде всего своего отца Зевса, волю которого он сообщал людям. О его древно­сти свидетельствует происхождение имени от названия памятных столбов и погребальных знаков — герм. Такие столбы по­читали «охранителями» дорог, входов, во­рот. Отсюда эпитет Гермеса «Пропилеи» (греч. Propylaios — «Привратный»), Гермес сообщал людям волю богов обычно во сне, касаясь человека своим жезлом — керикейоном (греч. kerykeion — от keraino — «губить»). Согласно древнейшим верованиям, золо­той жезл и золотые крылатые сандалии — средоточие магической силы. Поэтому Гер­мес — Психопомп (проводник душ умер­ших в Аид). В росписях античных сосудов видно, как Гермес своим жезлом направляет души умерших — они изображены в виде маленьких фигурок с крылышками — вниз, в устье большого сосуда, обычно это гидрия или лекиф для погребальных обрядов. Стоглазого великана Аргоса Гер­мес усыпил игрой на свирели, а затем убил. Геру, Афину и Афродиту Гермес привел на суд Париса. По своим функциям Гермес считается мужским коррелятом (воплоще­нием мужского пола) богини Ириды. У древ­них римлян ему соответствовал Термин, бо­жество границ и межевых знаков, а затем — Меркурий. Гермеса сопровождают хариты (у римлян — грации), богини прелести и обаяния. Гермес — бог изобретательности, он придумал лиру, сделав ее из панциря черепахи, и научил на ней играть Аполлона. Образ Гермеса олицетворял выдумку, изоб­ретательность, пытливость — основу мастерства. Хитроумие героя Одиссея объяс­няется тем, что он был потомком Гермеса. История о том, как Гермес похитил у Апол­лона стадо коров, послужила поводом к то­му, чтобы сделать этого бога покровителем пастухов, скотоводства, но также — воров и обманщиков. Позднее его сделали богом торговли, гимнастики и риторики. Функ­ции посредника выполнял также Даймон (добрый дух). Как покровителя скотовод­ства Гермеса изображали с бараном на пле­чах. Известны и архаические изображения Гермеса на двой­ных гермах, иногда просто в виде фаллоса, вертикально поставленного на пьедестале. В классическую эпоху Гермес и Меркурий изображались одина­ково — безбородым юношей в крылатых сандалиях и петасе — остроконечной шап­ке (Меркурий — в крылатом шлеме), в руках кадуцей — крылатый жезл с двумя обвива­ющими его змеями — символ восхождения энергии; либо, в поздней античности, без всяких атрибутов, в идеализированном облике. Согласно эзотерической традиции, Гермес считается наследником расы атлан­тов, одним из жрецов, уцелевших после ги­бели Атлантиды, передавшим свои знания жрецам Древнего Египта. В Египте он был обожест­влен под именем Тота, бога мудрости и тайных знаний, в Элладе — Гермеса. Со­гласно одной из легенд, Гермесу явился не­кий Пэмандр в образе огненного дракона и поведал ему космогонию (историю Вселенной). Мать Гермеса — Майя (олицетворение изменчивой материи) — считалась доче­рью Атланта. Сын Гермеса от Афродиты — Гермафродит {символ искусственного со­единения противоположных начал), другой сын Гермеса — Пан (олицетворение природы, естественного начала). Египетский Тот и греческий Гермес считались владетелями трех миров — небесного, земного и под­земного, по которым они проводили души людей. Показательна связь Гер­меса с мифом о «золотом руне». В Египте бога Тэта именовали «Трижды Великим» (имея в виду его власть над тремя мирами). Вероятно, в IV—III вв. до н. э. этот эпитет стали применять и к богу Гермесу, называя его «Гермес Трижды Величайший» (греч. Hermes Trismegistos). Позднее, в период эл­линизма, «Гермесом Трисмегистом» стали называть мифического мудреца, создателя «герметических трактатов», автором кото­рых, по преданиям египетских жрецов, яв­ляется Тот (Гермес-Атлант). Отсюда пута­ница имен. Еще один эпитет бога Гермеса — Эриуний (греч. Eriounios — «Источник полезного»), который также косвенно под­тверждает роль Гермеса как хранителя тай­ных знаний.  Поэтому в классическом ис­кусстве XVI—XIX вв. Гермес изображается покровителем арифметики, геометрии, астрономии, грамматики, му­зыки, диалектики и риторики. 
 МЕРКУРИЙ (лат. Mercurius, от mercatus — «торговля») — в древнеримской мифологии — бог торговли и покровитель путешественников. Сын Юпитера и Майи. В 495 году до н. э. ему был посвящен храм у Большого цирка в Риме; отождествлялся с греческим  мифологическим персонажем Гермесом. Поэтому, как и Гермес, считался вестником богов и психопомпом (проводником душ умерших в под­земный мир). Изображался в крылатых сандалиях и крылатом шлеме — петасе, с волшебным жезлом — кадуцеем (лат. virga horrida — «ужасный жезл»), ука­зывающим путь в подземное царство. Меркурий участвовал в суде Париса, препровождал Психею на небо для обручения с Амуром, вызволил Про­зерпину из подземного царства Аида («Похищение Прозерпины»). В качестве покровителя стад и пастухов изобража­ется с бараном. В аллегориях Классицизма образ Меркурия наследует многие черты греческого Гермеса, в частности роль по­кровителя красноречия и учености. В искусстве Ба­рокко Меркурий также олицетворяет зна­ние. В алхимии жезл бога — кадуцей — является символом планеты Меркурий, его металл — ртуть, камень — золотистый топаз или агат, карнеол, опал, янтарь. В астрологии планета Меркурий счита­ется андрогинной, сочетающей мужскую и женскую природу, благоприятствует общению, путешествиям, изобретатель­ству, предприимчивости. Она имеет свой «дневной дом» в созвездии Близнецов, «ночной дом» — в созвездии Девы. 

Основные сюжеты изобразительного искусства на темы древнегреческих мифов и древнеримской мифологии активно используются художниками компании «Неостильарт»  для разработки сюжетных композиций для росписи стен и потолков интерьеров различного назначения. В базе данных компании собрано огромное количество художественного материала, на основе которого может быть составлен любой эскиз и выполнена работа по росписи Вашего интерьера.


 
Фран­суа Бу­ше "Мер­ку­рий, до­ве­ря­ю­щий мла­ден­ца Вак­ха Ни­сей­ским ним­фам", 1769, Те­хас­ский Ху­до­жест­вен­ный му­зей Ким­бел­ла (Kimbell Art Museum), США
 


 
Пи­тер Па­уль Ру­бенс "Мер­ку­рий и Ар­гус", 1635-38, Га­ле­рея ста­рых мас­те­ров (Дрез­ден­ская кар­тин­ная га­ле­рея), Дрез­ден
 


 
Фаб­ри­ка Вед­ж­ву­да "Мер­ку­рий", ста­ту­эт­ка из чер­ной ба­заль­то­вой (еги­пет­ской) мас­сы, 1970 год, Ан­глия
 


 
Хен­дрик Гол­ци­ус "Мер­ку­рий", 1611, Му­зей Фран­са Хал­са, Хар­лем, Гол­лан­дия
 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67