Леда

ЛЕДА (греч. Lede — «Забвение») — в древнегреческой мифологии — дочь царя Фестия из Этолии, супруга изгнанного из Спарты и бежавшего в Этолию царя Тиндарея. Детьми Леды и Тиндарея были Клитемнестра и близнецы Диоску­ры. В иной версии мифа Диоскуры и еще одна дочь — Елена Прекрасная — были детьми Леды и Зевса. Верховный бог явился к Леде в образе белого лебедя и так нежно заигрывал с ней, что Леда не смогла устоять. Леда родила яйцо (в другой версии — выносила яйцо Немесиды), из которого появилась прекрасная девочка. По сообщению Павсания (III, 16:1), еще во II в. н. э. в одном из хра­мов Спарты показывали скорлупу этого яйца. Миф о Леде и Зевсе отражает идею нисхождения божества в земной мир (народные легенды претворили миф в историю об аисте, приносящем де­тей). Согласно Плутарху, имя Леда (или Лето) объясняется как «Ночь» (греч. Nyx) и символизирует «мать звездных богов». Ее сыновья — Дио­скуры (Кастор и Полидевк) — путевод­ные звезды. Любовь — одно из божеств Ночи (изображается совой). Сохранилась мозаика из Старого Пафоса на о. Кипр (конец II в. н. э.), хранящаяся в Бри­танском музее в Лондоне, на которой  мифологический персонаж Леда изображена рядом с лебедем в позе Каллипиги («с открытыми ягодицами»). Эротизм сюжета привлекал многих ху­дожников. В эпоху Итальянского Возрождения «Леда» — одна из самых любимых тем. Известны рисунки Леонардо да Винчи (ныне в Королевской биб­лиотеке в Виндзоре, Англия) к ком­позиции «Леда с лебедем» (1510—1515). Неоконченную картину Лео­нардо в 1516 году увез с собой во Францию. Она стала «эротической достопримечательностью» замка Фонтенбло. Позднее, в конце XVII веке, мадам де Ментенон приказала «закрасить» это произведение как непристойное. Дальнейшая судьба картины неизвестна, существуют ее повторения (в галерее Боргезе в Риме и в Палаццо Веккьо во Флоренции). Великий Микеланжело также написал картину «Леда» (предположи­тельно по античному рельефу, другое название «Ночь») и подарил ее своему ученику А. Мини, которую тот в 1531 году вместе с рисунками мастера увез во Францию и продал королю Францис­ку I. Картина не сохранилась, но с нее в Фонтенбло живописец Россо Фьорентино сделал копию. В скульптуре Б. Амманати и картине П. Рубенса на ту же тему заметно влияние мощной пластики Микеланжело. Один из рисунков Рубен­са, сделанный со статуи Микеланжело «Ночь» для гробницы Медичи, также повторяет композицию «Леды». А. С. Пушкин в 1814 году написал шутливую кантату «Леда», стилизовав ее под элегическое сочинение XVIII века.

 

 


  Франсуа Буше "Леда с лебедем", 1741, Национальный музей, Стокгольм  


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67