Геракл, Геркулес (Hercules)

ГЕРАКЛ, ГЕРКУЛЕС (греч. Herakles, лат. Hercules — «Прославленный герой») — популярнейший  мифологический персонаж античности, сов­мещавший черты бога и героя. Его подвиги, изложенные в древнегрече­ских мифах, отражают историю дорийского завоевания Эллады {ионийцы создавали ми­фы о Тесеё). В мифах Геракл называется сыном Зевса и смертной женщины Алкме­ны, супруги Амфитриона, царя Фив, внука Персея. В отсутствие мужа Зевс, приняв облик Амфитриона, явился к Алкмене, ко­торая вскоре родила одновременно двух сыновей — Ификла от мужа и Геракла от Зевса. Ревнивая Гера послала к колыбели двух огромных змей, но младенец Геракл задушил их, проявив чудодейственную силу. На этот сюжет известна картина Дж. Рейнолдса «Младенец Геракл, удушаю­щий змей, подосланных Герой» (1788). Она находится в петербургском Эрмитаже. Геракл — олицетворение силы, как и Эрос, он вооружен дубиной, фаллическим симво­лом (палица — древнейший атрибут бо­жеств земли). Мудрый кентавр Хирон, а так­же Автолик, Кастор, Эврит обучали Геракла различным искусствам. Игре на кифаре Геракла обучал Лин, но в припадке гнева Геракл убил Лина — эта сцена представле­на на «чаше Дуриса». Тем не менее Геракл изображается, как Мусагет, играющим на лире в окружении девяти муз. Из-за безумия, посланного на него Герой, Геракл убил свою первую жену Мегару и детей, которых она ему ро­дила. За это на него было наложено наказание: на службе у Эврисфея, царя Тиринфа, он должен был совершить 12 подвигов (греч. Dodekathlos), в награду ему было обещано бессмертие (тогда же Дельфий­ский оракул дал ему имя Геракл, ранее герой назывался Алкид — греч. Alkides — «внук Алкея»). Подвиги Геракла — популярная тема изобразительного искусства. Задушив грозного Немейского льва (убивавшего жи­телей Немей в Арголиде), Геракл взял его шкуру в качестве талисмана. Шкура изо­бражается накинутой на палицу героя либо развевающейся у него за спиной (тогда львиная голова образует подобие устраша­ющего шлема). Этот миф повторяет сказа­ние о персидском боге Митре, убившем быка. Многие изображения Геракла со львом почти в точности повторяют образ Митры с развевающимся за спиной плащом, прижимающим к земле быка. Этот же сюжет лег в основу образа библейского героя Самсона, раздирающего пасть льву голыми руками. Геракл убил Лернейскую гидру (водяного змея) с девятью головами. В Средневековье этот сюжет трактовали как поединок с огне­дышащим драконом, воплощением преис­подней, посланцем дьявола. Следующий подвиг Геракла — поимка Керинейской лани с золотыми рогами и медными копытами — часто изображали на аттических рельефах. Быстроногая лань принадлежа­ла Артемиде и обитала на горе Керинея на севере Пелопоннеса. Позднее, в период эл­линизма, Керинейская лань была переименована в «Аркадского оленя», по названию местности, а поза, в которой изображался Геракл (прижимающим оле­ня к земле коленом), также напоминает «Митру с быком». Еще одна композиция — Геракл несет пойманную лань на плечах — послужила, как и Мосхофор, прообразом фигуры «Доброго пастыря». Геракл уничто­жил Стимфалийских птиц и поймал Эриманфского вепря. Очистил конюшни Авгия, царя Элиды. Укротил огнедышащего критского быка. Геракл изображался с ко­былицами фракийского царя Диомеда, ко­торых он укротил. Герой добыл пояс Иппо­литы, для чего ему пришлось убить царицу амазонок. По пути он уничтожил морское чудовище, на съедение которому была от­дана Гесиона. Геракл пригнал коров Гериона с о. Эрифия, лежащего далеко на западе в океане, по пути воздвигнув «Герку­лесовы столпы» (раздвинул горы и создал Гибралтарский пролив). Проходя через Скифию, вступил в связь с полудевой-полузмеей; родившиеся от этого союза сы­новья стали родоначальниками скифов. Чтобы добыть золотые яблоки Гесперид, Гераклу пришлось вступить в единобор­ство с великаном Антеем. Геракл поднял великана в воздух, оторвав его от матери-земли Геи, у которой тот черпал свою силу, — сюжет, любимый художниками эпохи Воз­рождения и Барокко. По одной из версий мифа, дерево, на котором росли золотые яблоки, сторожил дракон. Поэтому Геракла иногда показывают с убитым им драко­ном, рядом — печальные и испуганные Геспериды. В одной руке Геракла — золо­тые яблоки, в другой — палица. Эта композиция, встречающаяся в роспи­си античных сосудов, прочитывалась как аллегория изобилия. Именно поэтому она появляется на монетах Кирены V в. до н. э., а затем на римских, периода Антонинов (II в. н. э.). Еще одна версия мифа расска­зывает, что яблоки Гераклу помог добыть Атлант, державший в наказание за учас­тие в сражении с богами на своих плечах небесный свод. Геракл освободил Атланта на время, взвалив ношу на свои плечи. Когда же вернувший­ся Атлант не захотел встать на прежнее ме­сто, Геракл, по совету Прометея, обманул его, сказав, что хочет сделать подушку, чтобы подложить ее под тяжесть неба, и попросил пока встать на место. На одной из метоп храма Зевса в Олимпии (V в. до н. э.) изображены Атлант, приносящий яблоки, Геракл, держащий на своих плечах небо, рядом — богиня Афина, кладущая на плечи Геракла подушку. В XVI-XVII веках появились изображения, на которых не­бесную сферу поддерживают одновремен­но две фигуры: Атлант и Геракл, либо один Геракл, а рядом показывают аллегориче­ские фигуры Географии и Астрономии (в одном из позднейших вариантов мифа Атлант, переименованный в Атласа, на­учил Геракла астрономии). Фигура Геракла (Геркулеса), несущего сферу, стала символизировать «вес знаний». К рассказам о «золотых яблоках Гесперид» примыкают эпизод нападения на Геракла пигмеев, сражение Геракла с египетским царем Бусирисом и с чудовищным букен­тавром. В поисках яблок Гесперид Геракл освободил титана Прометея, прикованно­го к скале по воле Зевса (с этой историей связана символика олимпийского венка). Последним, двенадцатым, подвигом Геракла было путешествие в под­земное иарство Аида, откуда он вывел страшного пса Кербера с тремя головами и змеей вместо хвоста. Перед этим подвигом герой был посвящен в малые мистерии в Элевсине (как чужестранец он не мог быть посвящен в Большие Элевсинские мистерии). На аттических вазах, в частно­сти на расписной пелике из Керчи в собра­нии петербургского Эрмитажа, показан Геракл среди элевсинских божеств: Деметры, Коры, Плутоса, Триптолема. Геракл был олицетворением силы и доблести, по­этому его изображали вместе с богиней удачи Тихе или римской Фортуной. Геракл — защитник людей, строитель и покрови­тель городов, гимнасиев, палестр и терм. Его почитали целителем и покровителем торговли, как и Гермеса. По одному из ми­фов, Геракл случайно, в гневе, убил Ифита, одного из аргонавтов. Из-за этого пифия Дельфийского оракула отказалась ему про­рочествовать. Тогда разгневанный герой схватил треножник пифии и попытался унести его с собой. За свою жрицу всту­пился сам бог Аполлон. На восточном фрон­тоне Сокровищницы сифносцев в Дельфах изображена сцена борьбы Геракла с Апол­лоном за дельфийский трипод. После ссоры, помирившись, они построили вместе город Гифион в Лако­нии, и «там на площади стояли их статуи». Этот сюжет отражает историю междоусобной борьбы фессалийцев, которым покро­вительствовал Геракл, и фокейцев, на сто­роне которых был Аполлон. На некоторых изображениях можно видеть, как богиня Афина удерживает Геракла, а Латона с Артемидой успокаивают Аполлона. Несмот­ря на буйный нрав, Гераклу, как и всем ге­роям античности, не чужда любовь. Могучий герой погиб от яда гидры — смертельно раненный Ге­ракл сам взошел на погребальный костер, а затем был вознесен на Олимп. В награду за подвиги герой получил бессмертие и вступил в брак с Гебой, дочерью Зевса и Геры. Мстительная Гера вынужде­на была с этим смириться. В античном ис­кусстве Геракла изображали бородатым могучим атлетом с маленькой головой и курчавыми волосами. В Древнем Риме почитался Геркулес — его мифология соответствовала греческой, но сам герой имел италийское происхож­дение. Древнейший алтарь Геркулеса на­ходился в Риме на Бычьем Форуме. В Ка­питолийском музее в Риме хранится мра­морный бюст императора Коммода (176— 192) в образе Геркулеса. Его голова покры­та шкурой Немейского льва, в левой ру­ке — яблоки Гесперид, в правой — палица. В эпоху проторенессанса и Ита­льянского Возрождения, когда переосмысливались античные персонажи и сюжеты, образ Геркулеса как воплощение исклю­чительно физической силы не соответст­вовал гуманистическим идеалам, и Геркулесу стали приписывать иные добродетели.

Основные сюжеты изобразительного искусства на темы древнегреческих мифов и древнеримской мифологии активно используются художниками компании «Неостильарт»  для разработки сюжетных композиций для росписи стен и потолков интерьеров различного назначения. В базе данных компании собрано огромное количество художественного материала, на основе которого может быть составлен любой эскиз и выполнена работа по росписи Вашего интерьера.

 


 
Фран­суа Бу­ше "Гер­ку­лес и Ом­фа­ла", се­ре­ди­на 1730-х, Го­су­дар­ст­вен­ный му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кус­ств име­ни А.С. Пуш­ки­на, Моск­ва
 


 
Фран­суа Ле­му­ан "Гер­ку­лес и Ом­фа­ла", 1724, Лувр, Па­риж
 


 
Фраг­мент пла­фон­ной ал­ле­го­ри­чес­кой ком­по­зи­ции Фран­суа Ле­му­а­на "Апо­фе­оз Ге­рак­ла (Гер­ку­ле­са)", 1732-1736, Боль­шой Вер­саль­ский дво­рец, Са­лон Гер­ку­ле­са, Вер­саль
 


 
Пи­тер Па­уль Ру­бенс "Пья­ный Гер­ку­лес", 1611, Га­ле­рея ста­рых мас­те­ров, Дрез­ден
 


 
Хен­дрик Гол­ци­ус "Гер­ку­лес и Ка­кус", 1613, Му­зей Фран­са Хал­са, Хар­лем, Гол­лан­дия
 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67