Зевс, Юпитер

ЗЕВС (греч. Zeus — «Светлое небо»; индо-евр. deiuo, др.-инд. dyauh — «сияющее не­бо»; Dyauspita — «Отец неба», отсюда лат. Diespiter, Juppiter ) — в древ­негреческой мифологии — верховное боже­ство неба, отец богов и людей. Его имя родственно урартскому Sivini, богу Солн­ца, и санскритскому слову «su» — «рож­дать». Отсюда второе имя Зевса — Дий (греч. Dios, dia — «день»; лат. divus — «славный», Deus — «Бог»). На о. Крит и в Олимпии Зевса называли «Zan» (дорийск., родств. Sin). От этого имени происходят латин­ские слова sanus — «здоровый», sanctus — «святой». Поэтому и имя Зевс переводили как «жизнь», «то, через что все существу­ет». В мифах Зевс называется сыном тита­на Кроноса и Реи, откуда его поэтическое прозвание «Кронион», или «Кронид». Еще один эпитет Зевса — Гиетий (греч. Hyetios   —   «Дождливый»   от   hyetos   — «дождь»), свидетельствует о его функциях громовержца и источника плодородия. В архаический период Зевса изображали с тремя глазами. От же­стокого отца Кроноса, которому предсказали, что он будет свергнут одним из своих детей, Зевса спрятали на о. Крит. Там его вскормила своим молоком коза Амалтея, олицетворение изобилия. Рог Амалтеи Зевс превратил в рог изобилия, а козью шкуру (после вознесения Амалтеи на небо), обтянув ею щит, сделал своей эгидой. Отсюда его прозвание «Эгеос» (греч. aigeos — «козий»). Свою эгиду (щит, от «сотрясения которого происходит бу­ря») Зевс уступил Афине. Атрибут Зевса — орел. Его зодиакальный знак — Овен, священное животное — баран (солнечный символ). На Крите знаком Зевса Критского был двой­ной топор — лабрис. Под прозванием «Астерий» («Звезд­ный») Зевса почитали на этом острове как отца царя Миноса. Отца и сына отождеств­ляли с солнечным быком. Отсюда легенды о лабиринте, Минотавре и похищении Ев­ропы Зевсом в образе белого быка с золо­тыми рогами. Известны также прозвания «Зевс Лабрис» и «Зевс Всевидящий» (Zeus Panderketes), что, возможно, связано с по­читанием неба у древних египтян в образе коровы, усеянной звездами — глазами. Сыном Зевса Критского и Персефоны называется Загрей, внуком — Борисфен. С помощью кикло­пов, которые выковали Зевсу гром, молнии и перун, он победил титанов, свергнул их в Тартар и воцарился на Олимпе, возглавив двенадцать олимпийских божеств древней Эллады (боги олимпа). Вначале Зевс властвовал на земле и под землей, вершил суд над мертвыми, отсюда его прозвание «Хтоний» («Подзем­ный»), затем функции подземного божества перешли к Аиду. Богиня Земли Гея не могла смириться с властью Зевса, она наслала на олимпий­цев Тифона и своих детей — гигантов. Супругами Зевса были Метида, Фемида, Деметра. Мнемосина, бо­гиня памяти, родила от Зевса девять муз. Поэтому Зевса называют источником поэтического вдохновения, наук и искусств. По одной из версий греческого мифа, до­черьми Зевса и Фемиды были мойры, боги­ни судьбы. Поэтому Зевс именуется также Морием или Мойрагетом («Предводителем мойр»). От Лето детьми Зевса были Аполлон и Артемида, от смертной женщины Алкмены — герой Геракл, от музы Каллиопы — корибанты, служители Кибелы. Третья «за­конная» супруга Зевса, его сестра, ревни­вая Гера следила за мужем, но «дарователь жизни» не отказывался от покровительства людям и любви к земным женщинам. Его эпитеты — Сотер («Спаситель»), Мейлихий (греч. Meilichiou —«Бла­гожелательный, Милостивый»), Полиухос (греч. Poliouchos — «Охраняющий город»), Филий (греч. Philios — «Благосклонный, Дружеский, Любезный»), Патрий (греч. Patrios — «Отчий»). Сыновьями Зевса были Диоскуры, герой Персей — к его матери Данае Зевс проник в образе золотого дождя. К Семеле — с молниями и громами, от него фиванская царевна родила бога Диониса. К Леде (ро­дившей Диоскуров и Елену Прекрасную) громовержец явился, обратившись лебе­дем. К Персефоне (своей дочери) — змеем. Своих возлюбленных, чтобы скрыть их от преследований Геры, Зевс также обращает в животных: Ио — в корову, Каллисто — в медведицу. Детьми Зевса и Геры были Арес, Геба, Гефест, Илифия. Диона родила от Зев­са богиню Афродиту, Эвринома — харит, Майя — Гермеса, Эгина — Эака, Антиопа — Амфиона и Зета, Пирра — Эллина. Этот спи­сок может быть продолжен. В Додоне на­ходился оракул Зевса, вещавший из дуба. Поэтому дубовая ветвь — атрибут Зевса. В честь верховного бога в Элладе устраива­ли Олимпийские игры, по которым велся счет времени. Римляне отождествили с Зев­сом своего Юпитера. Зевса изображали восседавшим на троне, бородатым, с пыш­ной шевелюрой. В руке у него скипетр, вокруг головы — сияние. Рядом с Зевсом — его непременный атрибут (у римлян воин­ский знак, символ победы) — орел. Пучок молний, оружие громовержца, иногда дер­жит в своих лапах орел. Этот мотив позднее возродился в средневековой геральдике. В искусстве Барокко XVII-XVIII веков молнию Зевса изоб­ражали наподобие зазубренного копья ли­бо языками пламени. Самые знаменитые античные статуи, изображающие Зевса, находились в его святилище в Олимпии и в Таренте. Римское повто­рение статуи Зевса работы Фидия находит­ся в Дрездене, в музее Альбертинум. ЮПИТЕР (лат. Juppiter, Jovis, возм. от Jove Pater — «Сияющий Отец») — в древнерим­ской мифологии — верховное божество грозы, неба, живительного дождя, грома, молнии, плодородия. Вероятно, древней­шее индоевропейское божество, вопло­щение «единой мировой субстанции» (праиндоевр. iuvando — «помощь, спа­сение»). По одной из гипотез, в Эпире (Греция) слово «Отчий» на иллирийском наречии (Patyros), слившись с общим наименованием божества (Deipatyros), со временем образовало слово «Юпитер». В песнях Салийских жрецов верховное божество именовали Луцетием (лат. Lucetius — «Светоносный»). Его цвет — белый. При храме Юпитера в Риме содержали белых лошадей, жрецы одевались в белое. Юпитера изображали на колеснице, запряженной квадригой — четверкой белых лошадей, а его главным атрибутом был «грозовой камень» (древ­нейший фетиш «Юпитер Ляпис»; лат. lapis — «камень»). Антипод божества — Вейовис, бог подземного мира, или Диспатер. О том, что в архаические времена  мифологический персонаж Юпитер был связан с культом деревьев, свидетельствуют его эпитеты: Фагутал (лат. Fagutalus — «Буковый»), Фругифер (лат. Frugifer — «Плодоносный»), Румин (лат. Rumin — «Кормилец»), Вимин (лат. Viminus — «Ивовый».  В Риме Юпитера почитали как родона­чальника (лат. Indiges, Indiget — «Юпитер Местный, Отечественный») и его культ соединялся с культом Энея, основателя города. Юпитер Латиарис (лат. Latiaris — «Латийский») — покровитель тридцати латинских племен, в том числе римлян, центром его культа была Альбанская гора в Латии, к юго-востоку от Рима, — «Фанум Юпитера» (лат. fanum — «святили­ще»). Юпитеру Феретрию (лат. Feretrius — «Податель добычи», «Несущий по­беду», от feretrum — «носилки») при­носили в дар лучшую часть военной до­бычи. Как сообщает Тит Ливий, Ромул, основатель Рима, возвратившись после взятия г. Ценины, «взошел на Капито­лий, неся доспехи убитого неприятель­ского вождя, развешенные на остове... положил их у священного для пастухов дуба; делая это приношение, он тут же определил место для храма Юпитера и к имени бога прибавил прозвание: „Юпи­тер Феретрийский"... Таково происхо­ждение самого древнего в Риме храма». Плутарх также упоминает это событие и приводит иную этимологию. Еще один эпитет Юпитера также связан с историей города Рима. В войне с сабинами («Похи­щение сабинянок») римляне стали тер­петь поражение, дрогнули и обратились в бегство. Тогда Ромул, воздев руки к небу, дал обет соорудить на этом месте (битва шла за Капитолийский холм) храм Юпитера Статора (лат. Stator — «Остановитель»), если только его воины остано­вятся и повернутся против врага. Позд­нее, в 294 году до н. э., консул Марк Атилий Регул в битве с самнитами повторил обет Ромула, и римляне, дважды обязанные спасением заступничеству Юпитера, по­ставили богу второй храм (на месте несохранившегося прежнего). К прозва­нию «Статор» впоследствии прибавили и другое значение: «Блюститель стойкости государства». Еще один храм Юпитера Остановителя построили в Риме около Фламиниева цирка (близ Марсова поля) в 146 году до н. э. Именем Юпитера древние римляне скрепляли клятвы и государ­ственные договоры, отождествляя вер­ховное божество с божеством верности клятве и долгу «Диус Фидиус». Встречаются также определения: Юпитер Термин («Охранитель границ»), Юпитер Либертас («Осво­бодитель»). В храме Юпитера на Капито­лии заканчивались торжества по случаю военных триумфов. Как верховное боже­ство, Юпитер возглавлял капитолийскую триаду богов (Юпитер, Юнона и Минер­ва). В этом качестве его эпитет: «Наилучший Величайший» (лат. Optimus Maximus). Юпитер — покрови­тель императоров и хранитель римского государства, поэтому его отождествле­ние с греческим верховным богом Зевсом носило формальный характер и существенно не отразилось на иконографии. С Юпитером римляне последовательно отождествляли все вер­ховные божества завоеванных народов. Орел — атрибут греческого громоверж­ца Зевса — был также воинским знаком Юпитера, но основной атрибут Юпите­ра — белый бык {солярный знак). Рев быка связывали с раскатами грома. Другое священное животное, которое посвящали Юпите­ру, — вол (кастрированный бык, образ покорности и трудолюбия, силы и тер­пения). Белых волов приносили в жерт­ву Юпитеру на Капитолийском холме. Поэтому известную римскую поговорку «Что позволяется Юпитеру, то не позво­ляется быку» (лат. «Quod licet Jovi, non licet bovi») правильнее переводить: «не позволяется волу» (лат. bos, bovis — «вол» и «бык»).

Основные сюжеты изобразительного искусства на темы древнегреческих мифов и древнеримской мифологии активно используются художниками компании «Неостильарт»  для разработки сюжетных композиций для росписи стен и потолков интерьеров различного назначения. В базе данных компании собрано огромное количество художественного материала, на основе которого может быть составлен любой эскиз и выполнена работа по росписи Вашего интерьера.


 
Хен­дрик Гол­ци­ус "Юпи­тер и Ан­ти­опа", 1616, Лувр, Па­риж
 


 
Хен­дрик Гол­ци­ус "Юпи­тер и Ан­ти­опа", 1612, Му­зей Фран­са Хал­са, Хар­лем, Гол­лан­дия
 


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67