Одним их живописных шедевров
музея Лувр является «
Мадонна в гроте» (масло на панели,
перенесено на полотно, 199 x 122 см) Леонардо да Винчи. «Мадонна в гроте», «Мадонна в скалах» (итал. Madonna della grotta; Madonna delle cave) — апокрифический сюжет, отсутствующий в рассказе Евангелия от Матфея о «Бегстве в Египет». Спасаясь от преследований царя Ирода, Святое семейство по пути в Египет нашло приют в пещере Синайской пустыни. В пещере (гроте) произошла первая встреча младенцев Иисуса и Иоанна Крестителя. В 1483 году монашеское братство «Непорочного зачатия» (итал. Del Immaculata) в Милане заказало художнику Леонардо да Винчи (1452—1519) табернакль на этот сюжет для капеллы церкви Сан Франческо Гранде (Св. Франциска). Другое название картины: «Мадонна в скалах». Как обычно в творчестве художника, композиция и сюжет стали поводом для естественно-научных изысканий. Леонардо изучал ботанику, физику света, геологию, чтобы максимально достоверно изобразить фантастически загадочный «скальный пейзаж». Композиция из трех фигур образует правильную пирамиду, или «леонардовский треугольник». Младенца Христа можно отличить по благословляющему жесту; Иоанн молитвенно сложил руки: «Вот Агнец Божий» (лат. «Ессе Agnus Dei»; Ин. 1.36). Ангел указывает перстом на Иоанна. Увлекшись исследованиями, в том числе состава красок, Леонардо да Винчи не мог закончить картину в срок.
Чтобы успокоить заказчиков, спустя более двадцати лет ученик мастера — Амброджьо де Предис - выполнил второй вариант, называемый теперь «лондонским» (хранится в Национальной галерее в Лондоне).