Пьета

В Ватикане в первой капелле соборе Святого Петра находится шедевр Микеланжело Буонарроти мраморная скульптурная группа «Пьета», созданная им в двадцатитрехлетнем возрасте (1499). Микеланджело осуществил эстетизацию средневекового мотива, сделав его совершенным, подчеркнув контраст обнаженного тела Сына и задрапированной фигуры матери.  Марию скульптор намеренно, идеально изо­бразил молодой, почти девочкой, мотиви­ровав это следующим образом: «Божест­венная воля поддерживала цвет и свежесть молодости у невинной Девы». В этом не­обычном произведении идеализм и хрис­тианское смирение соединились с чувст­венностью (что связывают с событиями каз­ни Савонаролы во Флоренции в 1498 г.). Впечатляюще натуралистически трактованное тело Христа по­родило легенду об убийстве художником своего натурщика с целью наиболее досто­верного изображения мертвого тела. В 1499 году законченная статуя (выс. 174, ширина базы 195 см) была помещена в рим­ской церкви Св. Петрониллы на невысо­ком постаменте, где она воспринималась как «Andachtsbild» (нем., «Благоговейный образ») — образ, рассчитанный на интимное поклонение. В 1517 го перенесена в Старую сакристию собора Св. Петра. С 1749 году на­ходится в правой капелле от входа в глав­ный неф.
   Пьета, пиета (итал. pieta — «состра­дание, жалость, любовь, милосердие, почитание», от лат. pietas — «набожность, благочестие, справедливость»). В антич­ности слово «пиетас» означало прежде всего почтение к богам, родителям, оте­честву и нравственное поведение. Самые благочестивые граждане удостаивались эпи­тета «Pius» (набожный, благочестивый, добродетельный, посвященный богам). В христианскую эпоху сло­во «пьета» заимствовали для обозна­чения евангельского эпизода Страстного цикла — оплакивания тела Христа после Распятия, Снятия с креста перед Поло­жением во гроб.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67