В
Ватикане в первой капелле
соборе Святого Петра находится шедевр
Микеланжело Буонарроти мраморная скульптурная группа «
Пьета», созданная им в двадцатитрехлетнем возрасте (1499). Микеланджело осуществил эстетизацию средневекового мотива, сделав его совершенным, подчеркнув контраст обнаженного тела Сына и задрапированной фигуры матери.
Марию скульптор намеренно, идеально изобразил молодой, почти девочкой, мотивировав это следующим образом: «Божественная воля поддерживала цвет и свежесть молодости у невинной Девы». В этом необычном произведении идеализм и христианское смирение соединились с чувственностью (что связывают с событиями казни Савонаролы во Флоренции в 1498 г.). Впечатляюще натуралистически трактованное тело Христа породило легенду об убийстве художником своего натурщика с целью наиболее достоверного изображения мертвого тела. В 1499 году законченная статуя (выс. 174, ширина базы 195 см) была помещена в римской церкви Св. Петрониллы на невысоком постаменте, где она воспринималась как «Andachtsbild» (нем., «Благоговейный образ») — образ, рассчитанный на интимное поклонение. В 1517 го перенесена в Старую сакристию собора Св. Петра. С 1749 году находится в правой капелле от входа в главный неф.
Пьета, пиета (итал. pieta — «сострадание, жалость, любовь, милосердие, почитание», от лат. pietas — «набожность, благочестие, справедливость»). В античности слово «пиетас» означало прежде всего почтение к богам, родителям, отечеству и нравственное поведение. Самые благочестивые граждане удостаивались эпитета «Pius» (набожный, благочестивый, добродетельный, посвященный богам). В христианскую эпоху слово «пьета» заимствовали для обозначения евангельского эпизода Страстного цикла — оплакивания тела Христа после Распятия, Снятия с креста перед Положением во гроб.