Джоконда, "Мона Лиза дель Джоконда"

Одним из величайших шедевров Лувра является  Джоконда, «Мона Лиза дель Джоконда» (итал. Mona Lisa del Gioconda) — шедевр живописи, картина, написанная Леонардо да Винчи (1452—1519), выдаю­щимся художником Итальянского Возрож­дения, в 1503—1505 годах, во время его второго пребывания во Флоренции. Портрет, изоб­ражающий молодую неаполитанку Мону Лизу, жену знатного флорентийца Франческо дель Джокондо. По сообщению Дж. Вазари, ху­дожник, проработав над портретом четы­ре (?) года, так и оставил его незавершенным. «В этом произведении, — пишет Вазари, — переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живо­писи» — вплоть до изображения характера ресниц, пор кожи и «биения пульса на шее». Во время работы Леонардо «держал певцов, музыкантов и постоянно шутов, поддерживающих в ней веселость, чтобы избежать той унылости, которую живо­пись обычно придает портретам». Порт­рет Моны Лизы знаменит не столько жи­вописными качествами, сколько загадоч­ной улыбкой модели. В эпоху «Высокого Возрождения», когда натуралистические тенденции кватроченто (раннего Возрож­дения) отошли в прошлое, художник пы­тался преобразить конкретное в идеальное. В своих теоретических трактатах Леонар­до доказывал, что красота основывается на определенных правилах (эта идея про­ходит сквозь всю эпоху Возрождения). Поэтому нам, в сущности, безразлично, как выглядела в жизни эта женщина. Стро­го говоря, мы видим не портрет, а идеальную картину. Леонардо в свои зрелые годы изображал пластическое дви­жение, устраняющее холодность рацио­нальной гармонии. Отсюда и рассказы о раз­влекавших модель музыкантах, и улыбка как выражение мимолетности, беглости, бренности момента. Это та самая улыбка, которая блуждает на ликах архаических греческих статуй и готических скульптур. Эта улыбка не означает ничего, кроме движения, вибрации формы, она имеет не психологический, а пластический харак­тер. Другая особен­ность картины — типично леонардовское сфумато (итал. sfumato — «дымка») и фан­тастический «лунный» скалистый пейзаж: дальнего плана. Внимательный зритель за­метит, что этому пейзажу свойственна еще большая мера абстрагирования и, что са­мое главное, — иное, не связанное с самим портретом пространство. Полуфигура Моны Лизы (Джоконды) представляет собой не фронталь­ный поясной портрет, канонизированный искусством итальянского кватроченто, она слегка, еле заметно развернута относи­тельно зрителя. Это придает всей композиции особенную тонкость, подвижность. Пейзаж показан откуда-то сверху, с несколь­ких точек зрения. Несовпадающие линии горизонта в правой и левой части картины усиливают неземное, мистическое, даже жутковатое впечатление. После картины Леонардо вся история европейского пор­трета стала развиваться в ином направле­нии. Леонардо да Винчи преодолел нату­рализм живописи предшествовавшего пе­риода развития искусства — и Готики, и кватроченто. Но его идеализм отличен от римского классицизма Рафаэля. Это субъек­тивный идеализм, аналоги которому мож­но найти лишь в позднейшей европейской философской мысли XVII—XIX веков.  Гранди­озная для своего времени фигура Леонар­до да Винчи значительна не живописными достижениями — они минимальны, а пла­стическими исканиями. Этим и замечате­лен странноватый портрет Джоконды, чрезмерная популярность которого вызы­вает недоумение многих любителей и зна­токов живописи. Леонардо так вживался в свою работу, что, по обыкновению, затя­гивал завершение картины и не отдавал ее заказчику. Уезжая во Францию в 1516 году, Леонардо вместе с двумя другими карти­нами — «Св. Анной» и «Иоанном Крестителем» — взял с собой и «Мону Лизу». После кончины художника его ученик Ф. Мельци, получивший по заве­щанию картины учителя, продал портрет Джоконды королю Франциску I.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67