Одним из величайших шедевров
Лувра является
Джоконда, «
Мона Лиза дель Джоконда» (итал. Mona Lisa del Gioconda) — шедевр живописи, картина, написанная Леонардо да Винчи (1452—1519), выдающимся художником Итальянского Возрождения, в 1503—1505 годах, во время его второго пребывания во Флоренции. Портрет, изображающий молодую неаполитанку Мону Лизу, жену знатного флорентийца Франческо дель Джокондо. По сообщению Дж. Вазари, художник, проработав над портретом четыре (?) года, так и оставил его незавершенным. «В этом произведении, — пишет Вазари, — переданы все мельчайшие подробности, какие только доступны тонкостям живописи» — вплоть до изображения характера ресниц, пор кожи и «биения пульса на шее». Во время работы Леонардо «держал певцов, музыкантов и постоянно шутов, поддерживающих в ней веселость, чтобы избежать той унылости, которую живопись обычно придает портретам». Портрет Моны Лизы знаменит не столько живописными качествами, сколько загадочной улыбкой модели. В эпоху «Высокого Возрождения», когда натуралистические тенденции кватроченто (раннего Возрождения) отошли в прошлое, художник пытался преобразить конкретное в идеальное. В своих теоретических трактатах Леонардо доказывал, что красота основывается на определенных правилах (эта идея проходит сквозь всю эпоху Возрождения). Поэтому нам, в сущности, безразлично, как выглядела в жизни эта женщина. Строго говоря, мы видим не портрет, а идеальную картину. Леонардо в свои зрелые годы изображал пластическое движение, устраняющее холодность рациональной гармонии. Отсюда и рассказы о развлекавших модель музыкантах, и улыбка как выражение мимолетности, беглости, бренности момента. Это та самая улыбка, которая блуждает на ликах архаических греческих статуй и готических скульптур. Эта улыбка не означает ничего, кроме движения, вибрации формы, она имеет не психологический, а пластический характер. Другая особенность картины — типично леонардовское сфумато (итал. sfumato — «дымка») и фантастический «лунный» скалистый пейзаж: дальнего плана. Внимательный зритель заметит, что этому пейзажу свойственна еще большая мера абстрагирования и, что самое главное, — иное, не связанное с самим портретом пространство. Полуфигура Моны Лизы (Джоконды) представляет собой не фронтальный поясной портрет, канонизированный искусством итальянского кватроченто, она слегка, еле заметно развернута относительно зрителя. Это придает всей композиции особенную тонкость, подвижность. Пейзаж показан откуда-то сверху, с нескольких точек зрения. Несовпадающие линии горизонта в правой и левой части картины усиливают неземное, мистическое, даже жутковатое впечатление. После картины Леонардо вся история европейского портрета стала развиваться в ином направлении. Леонардо да Винчи преодолел натурализм живописи предшествовавшего периода развития искусства — и Готики, и кватроченто. Но его идеализм отличен от римского классицизма
Рафаэля. Это субъективный идеализм, аналоги которому можно найти лишь в позднейшей европейской философской мысли XVII—XIX веков.
Грандиозная для своего времени фигура Леонардо да Винчи значительна не живописными достижениями — они минимальны, а пластическими исканиями. Этим и замечателен странноватый портрет Джоконды, чрезмерная популярность которого вызывает недоумение многих любителей и знатоков живописи. Леонардо так вживался в свою работу, что, по обыкновению, затягивал завершение картины и не отдавал ее заказчику. Уезжая во Францию в 1516 году, Леонардо вместе с двумя другими картинами — «Св. Анной» и «Иоанном Крестителем» — взял с собой и «Мону Лизу». После кончины художника его ученик Ф. Мельци, получивший по завещанию картины учителя, продал портрет Джоконды королю Франциску I.