Китайский стиль - один из азиатских этностилей. В нем господствуют яркие краски -
красный, зеленый, золотой и богатые узоры - драконы, всевозможные маски, фонари и т. п. Другой самобытной чертой китайского стиля является его «научность»: создание интерьера четко соответствует древнекитайскому учению «фэн-шуй». Все предметы здесь составлены в особые композиционные группы, вписанные в ту или иною геометрическую фигуру. Их устанавливают строго симметрично - попарно или в виде трехчастных композиций. Ширмы и экраны,
шкафы и
комоды, спинки стульев, крышки шкатулок покрыты росписями и инкрустациями, изображающими пейзажи или традиционный сюжет «цветы и птицы». На столах в подносах лежат камни, растут карликовые деревья, мелодично звенят развешенные повсюду колокольчики и «поющие ветры» (полые трубочки разной длины, подвешенные на ниточках), журчат маленькие фонтаны — внутренний мир помещения населен звуками и «живыми» вещами, которые, как предписывает фэн-шуй, должны рассеивать злую энергию и притягивать добрую. Широкие дверные проемы, находящиеся друг против друга, соединяют интерьер с окружающим миром, а двери в виде круга («лунные») символизируют совершенство бытия и напоминают о том, что «возвращение в Небо» - состояние перехода.
Кроме собственно китайского стиля - традиционных характерных интерьеров для пагод и императорских покоев или аскетичного убранства буддийских монастырей, есть и отдельное направление в декораторском искусстве -
шинуазри, другими словами «китайщина». Китайское искусство в Европу вошло в XVII веке модой на китайскую лаковую мебель в Голландии и Англии. Китай - родина лаковой техники, здесь она была освоена еще в глубокой древности. Интарсия в Китае отличалась от европейской тем, что вставки немного выступали над поверхностью. Здесь кроме цветной древесины применялись слоновая кость, черепаховый панцирь, перламутр, рог, полудрагоценные камни и металл. Основной предмет мебели богатого китайца - кан - подобие низкого дивана, сплетенного из лыка, окруженного с трех сторон спинками. Легкие небольшие бамбуковые предметы мебели с изящной отделкой с простыми прямолинейными формами -
столы, стулья, подставки, причудливые комбинации полок, ящиков, табуретов, устанавливаемых или друг на друга, или один в другой. В XVIII веке, помимо увлечения китайским фарфором, большое влияние китайский стиль оказал на формирование рококо. Китайский стиль наиболее знаменитого мастера эпохи рококо
Томаса Чиппендейла использовал сочетание прямоугольных форм с ажурными решетками, пагоды и колокольчики, увенчивающие кабинеты и стеллажи, черные и золотые тона. Бумажные обои, завезенные в Европу в эпоху рококо, также происходили из Китая.