Романский стиль в интерьере берет свое начало с Каролингского стиля (по имени Карла Великого основателя новой империи – 771-814гг.), когда «мгла» темных веков начала рассеиваться, и, наряду с наметившимся прогрессом во всех сферах жизни, развитие получило новое направление в искусстве. Термин «романский стиль» употребляется потому, что архитектурное наследие Древнего Рима не было полностью забыто и начало возрождаться, и в частности, широко используются полукруглые арки – элемент, наиболее часто отождествляемый с романским стилем. Сооружения этого стиля (замки, крепости и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни. В толстых стенах,
которые поддерживали тяжелые своды, трудно было проделывать окна, поэтому интерьеры, как правило, были темными. Храмы изнутри украшались сложными геометрическими орнаментами из черного и белого мрамора, мозаиками,
фресками (сюжеты романской монументальной живописи были библейские), снаружи рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков украшались ткаными коврами с изображениями сцен нерелигиозного содержания. В замках комнаты были обставлены достаточно просто.
Мебель и другие предметы были складными. Каменные стены в комнатах замка иногда белили, полы были каменными или деревянными и не покрывались коврами. Сидели на скамьях или стульях,
кресло стояло на почетном месте во главе стола и предназначалось для хозяина замка. Со временем в замках появились драпировки, которые маскировали голые стены. Стали изготавливать гобелены, чтобы иметь красивые и прочные драпировки, которые можно возить с собой. В ночное время источником света были факелы и главный очаг, который располагался в центре зала. Крестьяне жили в простых деревянных домах с двускатной крышей, в которых была всего одна комната. Поскольку окна не стеклили, внутри дома было довольно темно.
О средневековых интерьерах романского стиля известно в основном из миниатюр. Одежда хранилась в сундуках с поднимающейся крышкой. Поверхность таких сундуков обычно была покрыта великолепной резьбой, а богато украшенные сундуки, инкрустировались золотом и драгоценными камнями. Сундуки ставились рядом с
кроватью или у стены, на них сидели, поэтому сверху клалась подушка. Иногда сундуки расставляли вдоль стен, и они выполняли одновременно роль
шкафов и стульев. Кресла этого периода представляют собой модификацию сундука. После того как люди научились красить ткани, чистые, яркие цвета стали использовать для одежды, покрывал, скатертей, гобеленов и портьерах. На окнах нет занавесей. Полог над кроватью создавал некую интимную зону, отделяя ее от остального помещения и защищая от сквозняков. Полог делали из ткани и крепили при помощи матерчатых петель или металлических колец, которые нанизывались на стержни. В домах простых людей были голые стены, деревянные скамьи, доски, положенные на козлы, вместо
столов, ломти хлеба вместо тарелок и глиняные кружки или кувшины для питья или хранения жидкостей. Церкви и дома состоятельных людей освещались свечами. Свечи обычно делались из сала; свечи из пчелиного воска были очень дорогими. Фитиль для ламп делали из веревки, его погружали в сосуд с рыбьим или растительным жиром. Особая примета стиля — орнаменты в качестве украшения окон и дверей, в которых часто обыгрывались мотивы листьев и завитков.
Англичане называют романский стиль "норманнским", так как он был привнесен в Англию норманнскими завоевателями в 1066 году. К известным памятникам романского зодчества в Англии относят соборы в Дареме и Глостере; во Франции относят церковь Святого Петра и Святого Павла в монастыре Клюни, церковь Сен-Лазар в Отене, церковь Сен-Мадлен в Везде, церковь Сент-Фуа в Конке; в Италии церковь Сан-Миньато во Флоренции, церковь Сант Амброджо в Милане; в Испании монастыри Санта Краос и Поблет.