Бернини, Джованни Лоренцо

Джованни Лоренцо Бернини (Джан Лоренцо; итал. Giovanni Lorenzo Bernini; 1598-1680 гг.) - знаменитый итальянский архитектор, скульптор и художник, создатель стиля барокко в наиболее целостном и образцовом его выражении. Родился в семье скульптора и живописца Пьетро Бернини в Неаполе. Учился у отца. В 1605 году семья переехала в Рим. Особое влияние на юношу оказала живопись болонской школы, а также скульптура поздней античности. Он быстро завоевал признание при папском дворе и в 1622 году получил почетный орден Христа, давший ему титул кавалера. Уже ранние скульптуры Бернини (Похищение Прозерпины, 1621–1622; Давид, 1623–1624; Аполлон и Дафна, 1624; все работы – в Галерее Боргезе, Рим) свидетельствуют о его исключительном даровании. Весьма рано проявил себя и как мастер скульптурного портрета.
Исполненные им портретные бюсты кардинала Шипионе Боргезе (1632, в Галерее Боргезе, Рим) и возлюбленной художника Констанцы Буонарелли (около 1635, Национальный музей, Флоренция) принадлежат к непревзойденным шедеврам этого вида искусства, впечатляя живым полнокровием характеров и эмоций. Патетического величия полны образы (тоже бюсты) герцога Франческо д'Эсте (1650–1651, Музей Эсте, Модена) и Людовика XIV (1665, Национальные музеи Версаля), в которых Бернини создал новый канон придворного скульптурного портрета, вызвавший массу подражаний. Мастер оставил также целый ряд экспрессивных автопортретов в разном возрасте – скульптурных, живописных и графических (картина из Галереи Боргезе, ок. 1622; поздний бюст в петербургском Эрмитаже; и др.). Пылкий темперамент мастера выразился и в саркастичных графических шаржах на современников; именно в связи с этими рисунками в итальянском языке (в середине 1660-х годов) народилось слово «карикатура» (caricatura). Постепенно в портретах Бернини усиливаются внешняя патетика, импозантность, что приводит к формированию законченного типа парадного портрета барокко с его бравурностью и пышностью (портрет Людовика XIV).
   Любимец Ватикана (особо ему покровительствовали папы Урбан VIII и Александр VII), Бернини получал самые ответственные церковные заказы. В 1629 был назначен главным архитектором собора святого Петра. Он возвел под его куполом (в 1624–1633) бронзовый балдахин над главным алтарем, величественный и в то же время удивительно динамичный в своей монументальной живописности. Установленная им в одной из ниш собора гробница Урбана VIII (1628–1647) продолжает традицию ренессансного «триумфального надгробия».
 Впал в немилость при Иннокентии X и был временно удален в середине 1640-х годов от папского двора. Вне Ватикана создал известнейшее свое скульптурное произведение – Экстаз святой Терезы (1645–1652) в капелле Корнаро римской церкви Санта Мария делла Виттория. Позднее мастер вернулся к монументальным работам в соборе святого Петра, создав здесь бронзовую «кафедру св. Петра» (1656–1665), украшенную статуями отцов церкви и ангелов, а также еще одно триумфальное надгробие, папы Александра VII (1671–1678). В этих произведениях – при всей их живописной риторике – последовательно нарастали черты глубокого внутреннего драматизма, достигающего кульминации в последнем крупном скульптурном произведении Бернини, оформлении капеллы Альтьери в римской церкви Сан Франческо а Рипа (ок. 1674) – с фигурой св. Людовики Альбертини на смертном одре. В последние свои годы мастер написал для собственной спальни Образ Святой Крови (известен по гравюре), где Распятие возвышается над морем крови, излившейся из ран Спасителя.
   По эскизам Бернини (если упомянуть лишь самые известные работы) были построены: пышные фонтаны с монументальными и в то же время трепетно-«живыми» фигурными олицетворениями природных стихий – «Тритона» на площади Барберини (1642–1643) и «Четырех рек» на площади Навона (1648–1651); «ватиканский форум», знаменитая площадь перед собором св. Петра – с грандиозной, овальной в плане колоннадой (1656–1665), которая (по словам автора) как бы «заключает в объятия», закрепляя значение собора как главного храма католического мира; церковь Сант Андреа аль Квиринале (1658), впечатляющая мощным, пульсирующим ритмом своих форм; «Королевская лестница» Ватиканского дворца (1663–1666), где хитроумный перспективный трюк представляет спускающуюся сверху фигуру гораздо более высокой, чем на самом деле.
 Приглашенный в 1665 году в Париж, Бернини выполнил проекты нового фасада Лувра, а позднее (в 1671–1677) – памятника Людовику XIV, однако они не получили одобрения короля. Тем не менее, идея данного памятника (осуществленного лишь в сравнительно скромном варианте, установленном в парке Версаля) явилась ключевым этапом в развитии барочного конного монумента.
 Театральное, игровое начало, присущее творчеству Бернини в целом, нашло непосредственное выражение и в написанных им (с начала 1630-х годов) 40 комедиях, которые он ставил в виде домашних спектаклей (из них сохранилась лишь одна, Импрессарио). Мастер был также высокоодаренным художником и инженером сцены, придумавшим ряд механических устройств, производящих сложные зрелищные эффекты.
 Умер Бернини в Риме 28 ноября 1680.
  Творчество Бернини, поражавшее его современников грандиозностью замыслов и смелостью их осуществления, оказало большое влияние на всё европейское искусство XVII-XVIII вв. Бернини был творцом нового светского стиля - барокко, ставшего в последующие века главнейшим фактором современного, культурного переворота в искусстве.

                                        СКУЛЬПТУРА ДЖОВАННИ ЛОРЕНЦО БЕРНИНИ


 
"Эней, Ан­хис и Ас­ка­ний" (Aeneas, Anchises, and Ascanius), 1618-1619, Га­ле­рея Бор­ге­зе, Рим, бе­лый мра­мор, вы­со­та 220 см
 

 
"Апол­лон и Даф­на" (Apollo and Daphne), 1622-1625, Га­ле­рея Бор­ге­зе, Рим, бе­лый кар­рар­ский мра­мор, вы­со­та 243 см
 

 
"Да­вид" (David), 1623-1624, Га­ле­рея Бор­ге­зе, Рим, кар­рар­ский мра­мор, вы­со­та 170 см
 

 
"Неп­тун и Три­тон" (Neptune and Triton), 1620-1622, Му­зей Вик­торс­мии и Аль­бер­та, Лон­дон, мра­мор, вы­со­та 182,2 см
 

  "По­хи­ще­ние Про­зер­пи­ны" (The Rape of Proserpina), 1621-1622, Га­ле­рея Бор­ге­зе, Рим, мра­мор, вы­со­та 195 см  

 
"Экс­таз Свя­той Те­ре­зы", 1647-1652, ка­пел­ла церк­ви Сан­та Ма­рия дел­ла Вит­то­риа, Рим, мра­мо­ры раз­ных цве­тов, де­та­ли из по­зо­ло­чен­ной брон­зы, стук­ко, вы­со­та скульп­ту­ры 350 см.
 

     

 
"Вак­хи­чес­кая сце­на: Де­ти драз­нят Фав­на", 1616-1617, Му­зей Мет­ро­по­ли­тен, Нью-Йорк, мра­мор, вы­со­та 132,1 см
 

 
«Ан­гел с тер­но­вым вен­цом» и «Ан­гел с над­писью INRI» (INRI — аб­бре­ви­а­ту­ра ла­тин­ской фра­зы IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM, то есть «Иисус На­за­ря­нин, Царь Иудей­ский»), 1668-1669, Сант-Ан­дреа-дел­ле-Фрат­те (Sant'Andrea delle Fratte, ба­зи­ли­ка в Ри­ме, по­свя­щен­ная Св. Ан­дрею), ра­бо­ты Бер­ни­ни для мос­та Свя­то­го Ан­ге­ла)
 

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67