Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти (Микеланджело ди Лодовико ди Буонарроти Симони, итал. Michelangelo di Lodovico Buonarroti Simoni; 1475-1564) — итальянский скульптор, живопись, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших, выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.
 Микеланджело   Буонарроти   родился 6 марта 1475 года в Капрезе, малень­ком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело. Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности подесты (мэра) Капре­зе, но вскоре срок его службы подо­шел к концу, и он вернулся на родину, во Флоренцию. Древний род Буонарроти к этому времени сильно обеднел, что не мешало Ло­довико   гордиться   своим аристократизмом и счи­тать себя выше того, чтобы самому   зарабатывать   на жизнь. Семье приходилось жить на деньги, которые приносила ферма в деревушке Сеттиньяно, расположенной в трех милях от Флоренции. В Сеттиньяно, грудно­го Микеланджело отдали на кормление жене местного каме­нотеса. Камень в окрестностях Флоренции добывали с давних пор, и Микеланджело любил го­ворить впоследствии, что «впи­тал с молоком кормилицы ре­зец и молоток скульптора» Художественные наклонности мальчика проявились в раннем возрасте, однако отец, в соот­ветствии со своими понятиями об аристократизме, долго со­противлялся желанию сына стать художником. Микеланд­жело проявил характер и добился разрешения поступить в ученики к художни­ку Доменико Гирландайо в апреле 1488 года. Уже в следующем году он пе­решел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существо­вавшую под патронажем фактического хозяина города Лоренцо де Медичи (прозван­ного Великолепным). Лоренцо Великолепный был очень обра­зованным человеком, прекрас­но разбирался в искусстве, писал стихи и сразу сумел распознать талант юного Микеланджело. Некоторое время Ми­келанджело жил во дворце Медичи. Лоренцо относился к нему как к любимому сыну.
 В 1492 году покровитель Микеланджело умер, и художник возвратился в родной дом. В конце 1494 года Микеланджело покинул Флоренцию. Посетив Венецию и Бо­лонью, в конце 1495 года он вернулся обратно. 25 июня 1496 года он появился в Риме. Следующие пять лет он про­вел в «Вечном городе». Здесь его ждал первый большой успех. Вскоре после прибытия Мике­ланджело получил заказ на мра­морную статую Вакха для кар­динала Рафаэля Риарио, а в 1498—99 годах еще один — на мраморную композицию «Пьета» (в изобразительном искусст­ве так традиционно называлась сцена оплакивания Христа Бо­гоматерью). Композицию признали ше­девром, что еще более упрочило его положение в художнической иерархии. Следующим заказом стала картина «По­гребение», но ее художник не закончил, в 1501 году вер­нувшись во Флоренцию, где получил заказ на огромную ста­тую Давида. Завершенный в 1504 году «Давид», подобно «Оплаки­ванию Христа» в Риме, укрепил репутацию Микеланд­жело во Флоренции. Статую, вместо ранее планировав­шегося места (у городского собора), установили в самом сердце города, напротив Палаццо Веккьо, где размещалось правительство города. Она стала симво­лом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу своих граждан.
 Любопытна история еще одного заказа, поступивше­го от города, — на картину «Битва при Кашине» для Па­лаццо Веккьо. Ее сюжетом должна была стать победа флорентийцев над пизанцами в битве при Кашине, произошедшей в 1364 году. Драматизм ситуации усугуб­лялся тем, что вторую картину для Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри») брался писать Леонардо да Вин­чи. Леонардо был на 20 лет старше Микеланджело, но молодой художник принял этот вызов с открытым за­бралом. Леонардо и Микеланджело недолюбливали друг друга, и многие с интересом ждали, чем закончит­ся их соперничество. К сожалению, обе картины не бы­ли завершены. Леонардо оставил свою работу после сокрушительной неуда­чи, которую потер­пел, экспериментируя с новой техникой на­стенной росписи, а Микеланджело, соз­дав великолепные этюды к «Битве при Кашине», уехал в мар­те 1505 года в Рим по зову папы Юлия II. Впрочем, добрался он до места назначе­ния лишь в январе 1506 года, проведя несколько месяцев в каменоломнях Каррары, где отбирал мра­мор для заказанной ему усыпальницы папы Юлия II. Перво­начально планирова­лось украсить ее соро­ка скульптурами, но вскоре папа охладел к этому проекту, а в 1513 году умер. В 1545 году Микеланд­жело все же закончил работу над гробни­цей, оказавшейся лишь бледной тенью первоначального за­мысла. Сам художник называл эту историю «трагедией с усыпаль­ницей». Зато другой заказ папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Ее худож­ник выполнил между 1508 и 1512 годами. Когда фреска была представлена на суд зрителей, ее признали произведением не­человеческой мощи.
 Сменивший Юлия II на папском пре­столе Лев X (Медичи) в 1516 году заказал Микеланджело проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Его вариант в 1520 году был отклонен, но это не помеша­ло художнику получить следующие заказы для той же церкви. К выполнению перво­го из них он приступил в 1519 году, это бы­ла усыпальница Медичи. Вто­рой проект — знаменитая библиотека Лауренциана для хранения уникальной коллекции книг и манускрип­тов, принадлежавших семье Медичи. Занятый этими про­ектами, Микеланд­жело большую часть времени ос­тавался во Фло­ренции.
 В   1529-30 го­дах он отвечал за городские оборо­нительные   соору­жения в противосто­янии с войсками Медичи (их изгнали из Флоренции в 1527 году). В 1530 году Ме­дичи вернули себе власть, и Микеланджело, спасая свою жизнь, бежал из города. Од­нако папа Климент VII (то­же из рода Медичи) гаран­тировал Микеланджело безопасность, и худож­ник   вернулся   к   пре­рванной работе.
 В 1534 году Мике­ланджело вновь, и уже навсегда, возвратил­ся в Рим. Папа Кли­мент VII, собиравшийся поручить ему роспись «Воскресе­ние» для алтарной стены Сикстинской капеллы, умер на вто­рой день после приезда художника. Новый папа, Павел III, вместо «Воскресения» заказал для той же стены роспись «Страш­ный суд». Эта огромная фреска, закончен­ная в 1541 году, еще раз подтвердила гениальность Микеланджело.
 Последние двадцать лет своей жизни он почти целиком посвятил архитектуре. При этом он еще успел создать две заме­чательных фрески для капеллы Паолина в Ватикане («Обращение Савла» и «Распя­тие св. Петра», 1542—50). Начиная с 1546 года, Микеланджело занимался реконст­рукцией собора святого Петра в Риме. От­казавшись от ряда идей своих предшест­венников, он предложил свое собственное видение этого здания. Окон­чательный вид собора, освященного лишь в 1626 году, все-таки, прежде всего, плод именно его гения.
 Микеланджело всегда был глубоко веру­ющим человеком; к концу жизни его рели­гиозное чувство обострилось, о чем свиде­тельствуют его последние работы. Это серия рисунков, изображающих Распя­тие, и две скульптурные группы «Пьета» В первой художник изобразил самого себя в образе Иосифа Аримафейского. Вторую скульптуру завершить помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89 году жиз­ни, 18 февраля 1564 года.
Знаменитые работы: Да­вид, мрамор, 1501—1504, Фло­рен­ция, Ака­де­мия изящ­ных ис­кус­ств; Пьета, мра­мор, 1498—1499, Ва­ти­кан, Со­бор св. Пет­ра; Страш­ный суд, Сикс­тин­ская ка­пел­ла, 1535—1541,  Ва­ти­кан; рос­пись сво­да Сикс­тин­ской ка­пел­лы, Ва­ти­кан; Пьета (По­ло­же­ние во гроб) со­бо­ра Сан­та Ма­рия дель Фьо­ре, мра­мор, ок. 1547—1555, Фло­рен­ция, Му­зей Опе­ра-дель-Дуо­мо; Ма­дон­на у лест­ни­цы, мра­мор, ок. 1491, Фло­рен­ция, Му­зей Буонарроти; Бит­ва кен­тав­ров, мра­мор, ок. 1492, Фло­рен­ция, Му­зей Бу­о­нар­ро­ти; Ма­дон­на с младен­цем, мра­мор, ок. 1501, Брюг­ге, цер­ковь Нотр-Дам; Ма­дон­на Тад­деи, мра­мор, ок. 1502—1504, Лон­дон, Ко­ро­лев­ская ака­де­мия ис­кус­ств; Апос­тол Мат­фей, мра­мор, 1506, Фло­рен­ция, Акаде­мия изящ­ных ис­кус­ств; Ма­дон­на До­ни, 1503—1504, Фло­рен­ция, Га­ле­рея Уф­фи­ци; Ма­дон­на Пит­ти, ок. 1504—1505, Фло­рен­ция, На­цио­наль­ный му­зей Бар­джел­ло; Мо­и­сей, ок. 1515, Рим, церковь Сан Пьет­ро ин Вин­ко­ли; Гроб­ни­ца Юлия II, 1542—1545, Рим, цер­ковь Сан Пьет­ро ин Винко­ли; Уми­ра­ю­щий раб, мра­мор, ок. 1513, Па­риж, Лувр; Мадон­на, Фло­рен­ция, Ка­пел­ла Медичи, мра­мор, 1521—1534, Биб­лио­те­ка Ла­у­рен­ци­а­на, 1524—1534, 1549—1559, Фло­рен­ция,  Ка­пел­ла Ме­ди­чи, 1520—1534; Гроб­ни­ца гер­цо­га Джу­ли­а­но, Капелла Меди­чи, 1526—1533, Флорен­ция, цер­ковь Сан Ло­рен­цо; Гроб­ни­ца гер­цо­га Ло­рен­цо, Капел­ла Ме­ди­чи, 1524—1531,  Фло­рен­ция, цер­ковь Сан Ло­рен­цо; Скор­чив­ший­ся маль­чик, мрамор, 1530—1534, Рос­сия, Санкт-Петер­бург, Го­су­дар­ст­вен­ный Эр­ми­таж; Ат­лант, мра­мор, меж­ду 1519, ок. 1530—1534, Фло­рен­ция, Ака­де­мия изящ­ных ис­кус­ств; Брут, мра­мор, пос­ле 1539, Фло­ренция, На­цио­наль­ный му­зей Барджел­ло.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67