Фреска

  Фреска (от итал. Fresco – свежий, «dipingere a fresco» - писать по свежему) - живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на чистой или известковой воде. Это техника живописи красками по свежей, сырой штукатурке, которая при высыхании образует тончайшую прозрачную пленку карбоната, закрепляющую краски и делающую фреску долговечной, является основной техникой стенных росписей. Живопись, исполненная исключительно по свежей штукатурке, называлась также у итальянцев «buon fresco», т. е. истинная фреска, чтобы отличить ее от другого способа известковой живописи, носившей название «fresco a secco» (a secco — по сухому), в котором краски также связываются с известью, но наносятся на известковую, уже выстоявшуюся штукатурку, которая перед началом работы только смачивается водой. Роспись а секко, далеко не столь долговечная, имеет тенденцию трескаться и осыпаться.
 Точной даты появления фресок не известно, но уже в период Эгейской культуры (2-е тыс. до н. э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Доступность исходных материалов (известь, песок, окрашенные минералы), относительная простота техники живописи, а также долговечность произведений обусловили большую популярность фресковых росписей в античном мире. Наиболее древние фрески сохранились в Фивах в Египте, которые относятся к эпохе Нового царства (1555-1090 до н.э.). Живопись по свежей штукатурке стала приобретать значительные размеры впервые у римлян, причем изображала различные сцены, ландшафты и пр. Фресковая живопись римлян мало похожа на итальянскую фреску времен Ренессанса. Связующим веществом красок в стенной живописи служили у римлян, кроме извести в чистом виде, соединения ее с животным клеем, казеином (в виде молока) или яичным белком, а также клей в чистом виде. Для укрепления самих слоев штукатурки в их растворы вводилось иногда молоко, чаще пемза – вещество вулканического происхождения. В средневековье техника получила развитие в искусстве Византии, Древней Руси (X—XII вв. и XIV—XVII веках, когда работали Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, и др. стран. Большого подъема искусство фресковой живописи достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии. Импульс к дальнейшему развитию фресковая живопись получила в Сиене и во Флоренции, благодаря творчеству Симоне Мартини и Джотто ди Бондо́не (Giotto di Bondone). Римские архитектурные формы, которым отдавали предпочтение в Италии, хорошо подходили для фресковой росписи. А в эпоху Ренессанса такие мастера, как Мазаччо (Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи - Tommaso di Jiovanni di Simone Kassai), Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca), Андреа Мантенья (Andrea Mantegna), Лука Синьорелли (Luca Signorelli), Рафаэль Санти (Raffaello Sanzio), Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), украшали церкви и дворцы фресками, выполненными с такой виртуозностью, что, казалось, исчезала сама плоскость потолка или стены, на которых они были написаны. Еще в XVIII веке фреска оставалось главной и наиболее популярной формой монументальной декорации; одним из выдающихся мастеров, работавших в этой технике, был Джованни  Баттиста Тьеполо. Традиции фрески жили в декоративных росписях XVII-XVIII веков. В XIX веке к фреске обращались назарейцы, а также отдельные представители модерна. ( Ходлер в Швейцарии и др.). Несмотря на то, что фресковая живопись распространена по всему миру, до сих пор ее развитие связывают преимущественно с Италией. Замечательным исключением стало творчество мексиканских живописцев-монументалистов XIX-XX веков Д. Риверы, Х. Ороско и Д. Сикейроса, которые в своих плоскостных композициях с угловатым рисунком воплотили национальные индейские мотивы.
 В наше время настенная фресковая живопись приобрела совершенно особый статус и по-прежнему является популярным средством видоизменения интерьеров и создания пространственных иллюзий квартир, магазинов, офисов, кафе, ресторанов, гостиниц.

e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67