Богемское стекло, Венецианское стекло, Хрусталь, Бронза и др.

Однажды люди сделали смесь из соды и песка, нагрели на сильном огне, а когда она расплавилась и остыла - получилось стекло. Когда в смесь добавили цветной краситель, после плавления получилось уже цветное стекло. Его стали отливать в виде тонких пластинок самой разнообразной формы и оно стало пригодным для изготовления витражей, оконных стекол и множества интересных художественных изделий.
ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО (СТЕКЛО МУРАНО) - наивысшее достижение в искусстве стеклоделия в период Итальянского Возрождения и Маньеризма венецианской школы. Знаменитое на весь мир искусство венецианского стекла постепенно развивалось из древнеримских провинциальных мастерских на севере Италии. Первый подъем этого ремесла произошел в XIII веке. После завоевания о. Сицилия французскими войсками и восстания «Сицилийская вечерня» (1282), в результате которого власть перешла к Арагонскому дому, многие арабские мастера - керамисты, стеклодувы, мозаичисты - вынуждены были эмигрировать на север. После разгрома крестоносцами Константинополя в 1204 г. в Венецию бежали византийские мастера. Второй подъем венецианского стеклоделия связан с окончательным падением Византии под натиском турок в 1453 г. Кроме византийских смальт, украсивших базилику Св. Марка, в Венецию проникало с Востока - из эллинистического Египта и Сирии - искусство выдувных сосудов из стекла. Разросшиеся стеклодувные мастерские во избежание пожаров перевели на о. Мурано в венецианской лагуне. Острова были идеальным местом с точки зрения контроля за ремесленниками и сохранения профессиональной тайны. За несколько столетий, с XIII по XVI века, мастера о. Мурано сумели довести искусство изделий из стекла почти до невозможного - до предела технической изощренности и причуд художественной фантазии. Именно в этот период стеклодувная трубка, изобретенная в I веке до н. э., стала художественным инструментом. Венецианское стекло замечательно тонкостью, прозрачностью, хрупкостью и виртуозными приемами декорирования. Непревзойденное качество венецианских изделий обеспечивалось длительным совершенствованием технологии - чистотой и высокой температурой процесса варки содового стекла, компонентами которого были чистейший кварцевый песок (оксид кремния), сода (карбонат натрия) и известь (окись кальция). Такое стекло легкоплавко и особенно пластично. Самым знаменитым оказался прием, получивший название «стеклянная вить» или «венецианская филигрань» - по аналогии с техникой декорирования ювелирных изделий из драгоценных металлов. Красота подобных изделий состоит в переплетении белых нитей - кружева, вплавленного внутрь тончайших стенок прозрачного сосуда. Венецианские мастера использовали сложные, орнаментированные дроты и жгуты, сами по себе требующие изобретательного изготовления с использованием сплетенных нитей разного цвета (vetro retorti — «плетеное стекло»). Другая техника называется миллефьори (итал. millefiore - «тысяча цветов») и представляет собой дальнейшее развитие древней египетской и античной техники изготовления «мозаичных» ваз, или муррин. Ее эффект также основан на уникальном свойстве стекла - растягиваться, сохраняя в неизменном виде свою структуру. Позднее, в XIX веке, муранские мастера научились изготавливать пресс-папье в виде стеклянных шаров, в толще которых были видны цветки с миниатюрными лепестками, стеблями и листьями. Они также получили название «миллефьори» и с огромным успехом повторялись на французской фабрике Баккара и в русском мальцовском хрустале конца XIX века. Вершиной мастерства венецианских стеклоделов признаны дроты толщиной 8 -10 мм, в поперечном сечении которых можно разглядеть портрет типа камеи либо иной рисунок. Еще одна знаменитая техника - краклэ (позднейшее французское название: craquele, от craquer - «трещать»), или «льдистое» стекло. Изделия венецианского стекла XVI-XVII вв. могут служить примером того, как технология обработки материала достигает уровня высокого искусства.
Сенат Венеции специальными указами строжайшим образом оберегал достояние республики - секреты стекольного мастерства. Но сохранить монополию все же не удалось. Многие приемы итальянских мастеров перенимались ремесленниками Франции, Англии, Германии, Нидерландов. Но к середине XVII столетия вкусы изменились; в эпоху Барокко хрупкое, утонченное венецианское стекло стало казаться недостаточно пышным и выразительным. В моду входили тяжелые, сверкающие «алмазной гранью» кубки богемского стекла и английского хрусталя. Известность получили венецианские зеркала. В 1516 г. стеклоделы о. Мурано братья Андреа и Доменико изготовили зеркало из хрустального стекла. Выдутый стеклянный цилиндр они разрезали вдоль и раскатывали в лист. Затем стеклянный лист полировали и под него подкладывали серебряную фольгу. Венеция не знала соперников в изготовлении зеркал - самых дорогих предметов роскоши. Но и эта роскошь не могла спасти былую славу венецианского стеклоделия. В середине XVIII в. зеркала из Мурано уступили место французским, английским, голландским. Сегодня мир муранского стекла настолько многолик и разнообразен, что вряд ли кто-то возьмется классифицировать его по стилям и направлениям. Одних только производителей на острове насчитывается около 4-х тысяч.
Прозрачное бесцветное стекло является основой всех стилей и техник современных венецианских мастеров. Оно было изобретено венецианскими мастерами в XV веке и носит гордое название - Cristallo, что подчеркивает его абсолютную прозрачность, схожую с родниковой водой или бриллиантом. Из породы горного хрусталя с помощью алмазной пилы извлекаются только те сегменты, которые не содержат солевых, угольных и других включений. Затем горный хрусталь совмещается с другими компонентами, образуя кристалл неповторимой и самобытной красоты.
Мозаичное стекло, оно же la murina, оно же mille fiori. Это знаменитый венецианский стиль, который отличает венецианское стекло от любого другого. Под воздействием огня при температуре 1150 градусов в тело cristallo в заданной геометрической форме и направлении вводится другое цветное стекло, которое чаще всего именуют «мурринами». В процессе кропотливого совмещения разных видов стекла появляется радужное Mille Fiori, что означает «тысяча цветов».
Авантюриновое стекло (aventorino) поражает своим блеском и великолепием, когда сквозь прозрачную гладь Cristallo на поверхность под воздействием игры света выбрасывается тысячи искр зеленого, желтовато-коричневого или синего цвета. Изобретение авантюринового стекла датируется началом ХVII века. Искусственное авантюриновое стекло получают путем введения в стеклянную массу меди. Она то дает такой потрясающий эффект, превращаясь при остывании в мельчайшие кристаллики.
Рубиновое стекло, основным компонентом которого является чистое золото. Производится в широком спектре оттенков - от ярко-светлого до темно-малинового.
Глушеное стекло - непрозрачное цветное стекло. Оно может служить прекрасной основой для ваз, а также различных светильников, люстр, плафонов и т.п., так как очень привлекательно смотрится с подсветкой.
Филигранное стекло, представляющее собой бесцветное прозрачное стекло, содержащее внутри себя причудливый рисунок из тончайших нитей, скрученных в спирали и сплетенных в сети.


ХРУСТАЛЬ (от греч. krystalios - прозрачный камень, кристалл) - особый вид стекла, в состав которого в значительном количестве входит окись свинца или бария. Стекло высокого сорта, обладающее особым блеском, способностью сильно преломлять свет, обладает красивым звоном. Благодаря содержанию свинца и определённому подбору углов, образуемых гранями изделия из хрусталя, отличаются необыкновенно яркой, многоцветной игрой света. Название "Хрусталь" было дано по аналогии с горным хрусталем. Так же, как и стекло, горный хрусталь представляет собой окись кремния (кварц). Только горный хрусталь – это чистый кварц – SiO2, без примесей. Горный хрусталь - это кристалл, т.е. твердое вещество. Кристаллы кварца имеют разную окраску, в зависимости от того, окись какого металла присутствовала при образовании кристаллов кварца. Горным хрусталем называются бесцветные и прозрачные кристаллы кварца. Хрусталь был изобретен в XV веке Анджело Баровьером. Это стекло однородное, прозрачное, абсолютно бесцветное, поэтому прекрасно имитирует горный хрусталь - разновидность прозрачного и бесцветного кварца. Секрет прозрачности и чистоты хрусталя заключается в чистоте сырьевых материалов, используемых для приготовления стеклообразующей смеси. В качестве сырьевых материалов в XV веке использовались кусочки кварца, которые сначала разогревались до высокой температуры, потом охлаждались в воде, после измельчались и просеивались. Кварц и соль натрия подвергались плавлению вместе с диоксидом марганца, получившийся расплав очищался от излишков соли, путем перемещения его с помощью ковша в воду и обратно в плавильную печь. Наконец, расплав становился готовым для выработки изделия. Венецианский хрусталь, фактически, является натриево-кальциевым, в котором основными окислами, кроме кварца (SiO2), являются окись натрия (Na2O) и окись кальция (CaO). Английский хрусталь или свинцовый хрусталь, наоборот, есть стекло калиево-кальциевое, в которое вместо соды (Na2O) кладут поташ (K2CO3). Это стекло очень блестящее за счет содержания также и окиси свинца, составляющей обычно от 24% до 30%.

БОГЕМСКОЕ СТЕКЛО, БОГЕМСКИЙ ХРУСТАЛЬ, БЁМСКОЕ СТЕКЛО (от лат.Bohemia, Boemia, Boiohaemum - «страна бойев» от boji - кельтское племя, которое римляне переселили в I в. н. э. из Галлии в бассейн р. Дунай). Богемия - латинское название земель Южной Германии и Чехии. В конце XVI века там возрождали древнеримскую технику резьбы по стеклу. Вначале дорогие сосуды - кубки, чаши - делались из горного хрусталя. Затем стало использоваться стекло. Старое венецианское стекло было чересчур тонким и хрупким. Поэтому богемские стеклоделы начали применять другое по составу, калийно-известковое, или поташное, стекло, заменив один из компонентов - соду - содержащим калий поташем (карбонатом кальция). Последний получали из древесной золы - лесами Богемия была богата. Отсюда еще одно название: «лесное стекло». Оно было толстостенным, и его можно было резать специальным корундовым колесом глубокими гранями, этот прием по аналогии с огранкой драгоценных камней получил название «алмазная грань». Однако богемское стекло XVI-XVII вв. еще не было хрусталем в полном смысле этого слова. Только в 1676 г. в Англии Дж. Рэйвенскрофт в поисках способов имитации бриллиантов стеклом, пытаясь улучшить оптические свойства «лесного стекла», попробовал добавить к нему окись свинца. Такое стекло стало на удивление твердым, звонким и прозрачным. Это и был настоящий хрусталь (от греч. chrios - «лед»; англ. flint glass - «кремневое стекло»). Английский хрусталь замечателен блеском глубоких пересекающихся граней, а особенно пышная ромбическая огранка получила название «бриллиантовой». Новая технология в полной мере отвечала эстетике стиля Барокко и потому быстро распространилась в Богемии и несколько позднее во Франции и в России. Однако в искусстве «богемского хрусталя» формировался особенный, неповторимый стиль. Его создателем считается нюрнбергский гравер, ювелир и резчик по камню Каспар Леман (1570-1622). С 1588 г. мастер работал в Праге при дворе императора Рудольфа II. Леман одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой и пунктированием. С 1700 года на богемских заводах производили люстры и зеркала. Изделия богемского стекла стали заметным явлением в искусстве южно-немецкого и чешского барокко. В середине XVIII века этот яркий, истинно барочный стиль уступил место иным сочетаниям тонкой гравировки с росписью и золочением, шлифованию многослойного цветного и молочного стекла, имитирующего фарфор. Использовалась техника межстеклянного золочения с помощью фольги, возрожденная в конце XVII веке Й. Кункелем в Потсдаме. С Богемией (с 1918 г. официально называвшейся Чехией) связано производство всемирно известной бижутерии в г. Яблонец. Современные изделия чешских заводов традиционно именуются «богемским стеклом». В большинстве из них заметно желание сохранить барочные традиции.

БРОНЗА (франц. bronze) — цветной ме­талл, сплав меди и олова (сплав меди и цин­ка называется латунью). Стойкий, проч­ный и пластичный материал, бронза обла­дает удивительными свойствами даже по сравнению с чистой медью. Добавление небольшого количества олова снижает тем­пературу плавления меди от 1083 °С до 960 °С, одновременно увеличивая прочность и пластичность. Чистая медь хорошо подда­ется ковке, но с трудом режется и еще хуже отливается — плохо заполняет форму, оставляет поры и дает трещины. Поэтому с открытием бронзы технология обработки металлов делает стремительный шаг; есть выражение: с бронзы начинается цивилизация. Ранние бронзовые изделия в исто­рии Китая относятся к эпохе Шан (XVIII в. до н. э.), в Индии — к цивилизациям Хараппа и Мохенджо-Даро (3000—1500 гг. до н. э.). В Месопотамии и долине Нила «бронзо­вый век» наступает вслед за «медным» в се­редине IV тыс. до н. э. Название металла связывают с г. Брундизием на Адриатичес­ком побережье Италии (ныне Бриндизи), где, по сообщениям Плиния Старшего, находились литейные мастерские. Но есть и предположения о происхождении слова от персидского birinj — «медь». Основным препятствием распространения бронзо­вых изделий была относительная редкость олова. Однако и позднее, когда в Древней Греции в XII—XI вв. до н. э. стали осваи­вать железо, бронза не потеряла своего значения. Самые древние образцы бронзы содержат около 88% меди и 12% олова, античные — до 90% ме­ди, а также добавки цинка, свинца, мышь­яка, позволявшие варьировать цвет. До­бавление в состав бронзы серебра еще более увеличивало пластичность, препятствовало окислению и придавало красивый тон. Более всего мастерством бронзового литья славились Коринф, Делос, Эгина, Родос. Знаменитая в античности «коринфская медь», ценившаяся очень высоко, представляет собой сплав меди, серебра и золота почти в равных пропорциях. Бронзовые изделия — зеркала, светильники, мебель изготавлива­ли этруски, а затем и римляне. В Византии, а затем и в Древней Руси XII— XIV веках бронзу выплавляли из меди, олова, цинка и свинца. Такой сплав называли спруда. В западноевропейском Средневеко­вье получили распространение два вида бронзы: «красная медь» (сплав меди и оло­ва) и «желтая медь», или аурикалкум (лат. auricalcum — «золотистый»), с добавлени­ем 25% цинка. Последний особенно цени­ли за золотистый цвет и внешнее сходство с золотом. Самый известный в Средневе­ковье центр производства изделий из зо­лотистой бронзы — г. Динан. Теперь подобный сплав называют латунью.  Знаменитые средневековые «бронзы» производились также в мастерской Сан Дзено в Вероне, в долине рек Маас и Рейн, Мозель, в г. Верден, Намюр. Светлая бронза со временем темнеет, покрывается патиной, придающей ей благородный от­тенок и оберегающей от атмосферных воз­действий. Применяется и искусственное патинирование бронзы — от коричневого до почти черного цвета. На Востоке, в особенности в Китае, к бронзе испытывали благоговейное отно­шение, она считалась древнейшим «даром небес», называлась «тун» — это слово со­ставлялось из двух иероглифов: «золото» и «похожий». Вы­дающимся мастером бронзового литья эпохи Итальянского Возрождения был фло­рентиец Л. Гиберти. В его мастерской — боттеге — изготавливались многие изде­лия. Выдающимся бронзолитейщиком был Б. Челлини, флорентий­ский скульптор, ювелир, медальер периода Маньеризма. Рядом с «бронзовщиками» с XVI— XVII веках трудились чеканщики (франц. ciseleur), они специальными чеканами и рез­цами отделывали мелкие детали и загла­живали швы, возникавшие от применения составных форм. При медленном остыва­нии бронза подвергается ликвации (лат. liquatio — «растапливание»), расслоению массы на медный и оловянный компонен­ты. Чтобы предотвратить этот процесс, в сплав добавляют цинк, фосфор, свинец, никель или марганец. Варьируется и цвет. При содержании меди не менее 90% цвет бронзы красный, 85% — желтый, при 50% меди цвет бронзы становится белым, менее 35% — серо-стальным. Бронза великолеп­но противостоит сырому и морозному климату. Но для предотвращения корро­зии и придания бронзовым отливкам благородного темно-коричневого цвета их по­верхность искусственно патинируют способом оксидирования (от греч. oxys — «кис­лый») — окислением. Красновато-корич­невую патину называли «флорентийской». В искусстве второй половины XVIII века получают распространение брон­зовые изделия малых форм: бра, канделябры, торшеры, люстры, декоративные вазы, де­тали мебели, корпуса часов. С наступлением стиля Ампир в начале XIX века применяется контрастное сочетание позолоченной и матово-черной патинированной бронзы. Непревзойден­ным мастером этого приема был француз­ский художник, «бронзовщик» П.-Ф. Томир. В Петербурге лучшую бронзу красно­ватого оттенка — «сукрасную» (95% меди и 5% цинка) производили на фабрике Ф. Шо­пена. Таким образом, техни­ка бронзового литья развивалась как бы параллельно миру художественных идей, взаимодействуя с этими идеями и, в свою очередь, давая им импульс к развитию. Как и другие природные материалы  бронза незаменима во многих видах творческой деятельности человека.


e-mail: info@dpholding.ru      : (967) 105-68-67